МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Эрик Твайнейм "Стартовать, чтобы побеждать".: Глава 8

Огибание знаков

Не так давно я купил яхту «505» и не мог заставить, ее идти быстро против ветра. Говоря точнее, она шла: плохо не только в крутой бакштаг, но и в полный бакштаг. Однако она имела одно неожиданно сильное качество—хорошо шла курсом фордевинд в слабый ветер. Она не то чтобы обходила действительно быстроходные яхты, но держалась на одном уровне с ними.

В одной из первых гонок на этой яхте я хорошо стартовал и когда приближался к боковому знаку, то шел чисто позади двух лидирующих яхт. С помощью небольшого осторожного прикрытия внутренней яхты мне удалось установить связанность и обогнуть знак первым. «Пока все хорошо,— подумал я, когда лег на выгодный галс в начале лавировки — озерный опыт сказался!»

Через пять минут после того, как на этой лавировке меня обошли по очереди четыре яхты, искусство, проявленное при огибании знака, и удивившее моих конкурентов, было забыто. На длинном участке лавировки недостаток хода против ветра обошелся мне в 100 метров. Будь этот отрезок дистанции короче и имей я скорость при ходе в лавировку, сравнимую со скоростью лидеров, столь удачное огибание знака могло бы иметь большое значение. Таким образом, выигрыш у знака в данном случае не помог, так как не мог компенсировать плохого хода яхты.

Потери при огибании знаков накапливаются, как и все ошибки: то, что вы потеряли при огибании знака, остается до конца гонки.

Под давлением яхт, находящихся рядом, очень легко обогнуть знак плохо—и часто как раз тогда, когда надо выиграть те несколько футов, что так нужны для поворота оверштаг сразу же после огибания знака. Для того чтобы избежать плохого огибания знаков в критических ситуациях (да, впрочем, и при любом огибании), нужно тренироваться. Время от времени в течение 5— 10 минут огибайте знаки, тренируйтесь, подходя к ним и уходя на всех курсах, огибайте их на близком расстоянии снова и снова.

Такая практика помогает развивать автоматизм, благодаря которому вы можете больше думать о тактике прохождения дистанции.

Во время тренировки можно огибать знак на более близком расстоянии, не опасаясь потерять место. И чем больше опыта вы приобретете, тем больше автоматизируются ваши навыки, улучшится техника огибания знака, поэтому в гонках соседним яхтам труднее будет спровоцировать вас на нарушение правил.

В отсутствие других яхт не представляет трудности идеально и быстро обогнуть знак. Что значит—идеально обогнуть знак? Это значит, что вы оставляете как можно меньше места у знака, а после огибания его ваша яхта находится в выгодном месте для прохождения следующего участка дистанции, и все это на большой скорости.

С полного курса на лавировку

Наибольшую трудность представляет огибание знака, при котором яхта с курса фордевинд переходит на лавировку с поворотом через фордевинд у знака. Первым делом для успешного поворота через фордевинд надо полностью выпустить шверт, пройти знак курсом фордевинд на достаточно большом расстоянии и делать поворот с таким расчетом, чтобы пройти впритирку к знаку, когда выйдете на него на остром курсе. При сильном ветре знак лучше всего огибать, подходя так, чтобы между ним и яхтой оставалось широкое пространство, и делать поворот через фордевинд на расстоянии 7—8 корпусов с чуть опущенным швертом, а само огибание делать с полностью опущенным швертом.

Два приема могут облегчить огибание знака при сильном ветре:

1 — при огибании знака держите яхту на ровном киле; это значит, что откренивание следует начать чуть раньше, чем вы предполагали;

2—не позволяйте шкотовому слишком быстро выбирать стаксель втугую; это не только накренит яхту до того, как вы свеситесь за борт для откренивания, но собьет вас с курса и не позволит лечь на курс крутой бейдевинд, пока не наполнится грот. Когда во время огибания яхта оказывается на курсе галфвинд (пусть на мгновение), ее стаксель и грот должны быть выбраны как для курса бакштаг, причем выбирают их одновременно.

Здесь, как за рулем автомобиля при повороте за угол, вы должны точно знать траекторию, по которой надо следовать. Правильно огибать знак начинают сравнительно далеко и заканчивают вплотную к нему, а плохо огибать начинают близко к знаку и заканчивают далеко от него, в начале следующего отрезка дистанции (рис. 110). Если при приближении к знаку с наружной стороны окажется другая яхта, она может попытаться потеснить вас, мотивируя тем, что вы оставляете слишком много места от знака, но пусть вас это не пугает. Единственное, к чему стремится рулевой наружной яхты,—заставить вас подойти ближе к знаку и обогнуть знак неудачно, оставив себе возможность хорошо обогнуть знак и начать лавировку с преимуществом, так как он может оказаться на ветре. Поскольку ваша яхта внутренняя, вы имеете право оставлять при подходе к знаку столько воды, сколько вам надо (при условии, конечно, если вы не собираетесь выходить наружу от знака за пределы круга радиусом в два корпуса).

Каждый рулевой при огибании знака, переходя от курса фордевинд на лавировку, сталкивается с проблемой—каким образом достаточно быстро выбрать гика-шкоты.

Рис. 110. Плохое и хорошее огибание знака

Это особенно трудно на яхтах с центральной проводкой гика-шкотов, когда для выбирания шкотов у яхтсмена свободна одна рука. Для того чтобы освободить обе руки, надо, откренивая, зацепиться за стропы для ног одной ногой, а второй держать румпель, чтобы управлять яхтой. Тогда можно выбирать шкоты обеими руками и с той скоростью, которая необходима при огибании знака. Это хорошо получается на яхте-одиночке, особенно, если вы даете ей слегка накрениться, чтобы она легче шла к ветру, помогая развороту. Но я еще не пытался делать так на швертботе-двойке.

 Рис. 111 а.  Рулевой ведущего «Оптимиста» усложняет себе жизнь тем, что делает поворот через фордевинд с правого галса близко к знаку.

 Рис. 111  б. Когда он после этого начинает приводиться, то оставляет слишком много чистой воды между собой и знаком

 Рис. 111  в. Вторая лодка правильно обогнула знак, но не использовала возможности выйти на ветер первой

 Рис. 111 г.  Третья лодка правильно обогнула знак, хорошо и без потери скорости привелась и получила возможность прикрыть вторую лодку

На рис. 111 и 112 можно видеть последовательность огибания знака тремя «Оптимистами». Ситуация на рис. 111 ясна из подписи. А дальше происходило следующее. Белая яхта, хорошо обогнув знак, могла бы не потерять место, если бы сразу же (рис. 112 а) пошла немного круче. Это позволило бы ей быть за пределами ветра, скошенного парусами лидера, и приблизило к последней яхте (ВПП), которая оказалась бы прикрытой и потеряла ход. Если бы в гонке участвовало много яхт, неверный тактический маневр белого «Оптимиста» обошелся бы ему дорого—он потерял бы не одно место.

При огибании подветренного знака всегда лучше быть внутренним, даже если для этого перед знаком придется потерять скорость.

Бороться за внутреннее место у подветренного знака нужно задолго до подхода к нему, в конце того отрез ка дистанции, который вы шли полным ветром. Положение, дающее тактическое преимущество на курсе фордевинд, — быть близко позади другой яхты. Тогда чисто впереди образуется ветровая тень, и это надо использовать, чтобы снизить скорость идущего впереди и установить положение связанности с ним. Яхту, идущую впереди, надо держать в зоне максимальной ветровой тени, иными словами—нацеливать ваш вымпел на ее мачту. Когда вы приблизитесь к транцу этой яхты, увалитесь так, чтобы держать нос своей яхты на расстоянии примерно полметра от ее гика, таким образом вы свяжетесь с ней с подветренной стороны и первым сделаете поворот через фордевинд.

Яхта, идущая впереди, может помешать маневру двумя способами: быстро выйти из ветровой тени или же постараться избежать быть наружной, когда обго няющая яхта установила связанность. Этот второй способ иногда может быть использован, когда не удается осуществить первый. Техника проста: нужно замедлить ход, выбрав грот как при лавировке, что вынудит внутреннюю яхту обойти вас. Затем прикройте ей ветер, пройдите за ее кормой и установите связанность изнутри (рис. 113). Если все это будет проделано своевременно, то вторая яхта не успеет повторить такой Прием по отношению к вам раньше, чем достигнет знака. Потеря расстояния почти в корпус оправдывается внутренним положением у знака и чистым ветром при начале лавировки.


Рис. 112 а. Белый «Оптимист» начинает ощущать эффект ВПП передней лодки, но не может сделать поворот оверштаг, так как на ветре у него яхта 501


Рис. 112
б. Белая яхта пытается привестись, теряет ход...


Рис. 112 в
. ...и вынуждена потерять место, увалившись в поисках чистого ветра


Рис. 113
. Белая яхта, наружная при приближении к знаку, подбирает гика-шкот и отстает. Сразу же за кормой черной яхты белая прикрывает ей ветер и устанавливает связанность изнутри


Рис. 114
а. Пять «Оптимистов» подходят на левом галсе к знаку, который надо оставить слева


Рис. 114
б. Внутренняя лодка делает поворот оверштаг на правый галс, наружная (которая была второй) вынуждена отойти, чтобы не поворачивать на курсе у второй пары


Рис. 114
в. Следующий «Оптимист» делает поворот оверштаг у знака, будучи внутренним, а наружный отходит от знака, оставляя слишком много места (он в нижней части фото)


Рис. 114
г. «Оптимист» № 443, который подходил к знаку чисто последним, теперь стал третьим, а яхта, что шла второй (№ 500), стала последней

С галфвинда на галфвинд

При переходе у знака с полного курса одного галса на полный курс или бейдевинд другого галса большое значение имеет возможность свободно делать поворот оверштаг. А это значит, что при огибании знака в таком случае надо быть внутренним (рис. 114).

Наветренный знак оставляют справа

Когда две яхты приближаются к наветренному знаку на противоположных галсах, места часто меняются, и надо суметь извлечь из этого пользу.

Часто яхта подходит к наветренному знаку правым галсом немного впереди яхты, идущей левым галсом. После огибания знака яхта, идущая левым галсом, выходит вперед. Несмотря на то что яхта, которая шла правым галсом, была впереди и имела перед знаком право дороги, яхта, идущая левым галсом, могла просто пройти у нее за кормой и обогнуть знак первой.

Так происходит по крайней мере в тех случаях, когда рулевой яхты, идущей правым галсом, мирится с подобным положением. Но он может избежать потери места: идти ниже курса крутой бейдевинд, чтобы заставить яхту, идущую левым галсом, сделать поворот или же потравить шкоты, чтобы снизить скорость и, не меняя курса, заставить яхту, идущую левым галсом, сделать поворот (рис. 115), Уваливание—путь нелегальный, так как оно нарушает правило 35 ИЯРУ, которое не разрешает яхте, имеющей право дороги, изменять курс, а вариант с потравливанием парусов вполне законен, если, конечно, курс при этом не меняется.


Рис. 115
. Яхта на правом галсе чуть замедляет ход, не меняя курса. Черная не может уйти ей под корму на огибание знака: надо делать поворот оверштаг. Белая яхта. не нарушает правил, замедляя ход

Теперь поставьте себя на место яхты, которая идет левым галсом на курсе, ведущем к столкновению у того же знака. Обычно делают совершенно ненужный поворот оверштаг лишь для того, чтобы уйти с дороги яхты, идущей правым галсом. И на этот раз яхте, иду щей левым галсом, можно избежать поворота, потравив шкоты и дав возможность яхте, идущей правым галсом, пересечь курс (рис. 116) и проскочить вперед. Можно также снизить скорость и увалиться, так как нет такого правила, которое запрещало бы яхте, не имеющей право дороги, менять курс, чтобы избежать столкновения.


Рис. 116
. Яхта на левом галсе может выиграть, если замедлит ход и пройдет под кормой у яхты, идущей правым галсом

Есть и другая ситуация у наветренного знака, которая приводит к изменению мест, — обе яхты подходят к знаку на одном галсе (рис. 117а). Яхта, идущая впереди, уже готова делать поворот оверштаг для огибания знака, но ее рулевой знает, что если он сделает поворот, то заставит яхту, идущую за ним, изменить курс во время поворота. И он совершенно правильно продолжает идти на правом галсе до тех пор, пока следующая за ним яхта не сделает поворота (рис. 117б).


Рис. 117 а
. Знак должен быть оставлен справа. Яхта К 5474 не может делать поворот оверштаг, чтобы не помешать следующей яхте


Рис. 117
б. «Лазер» без номера огибает знак первым, имея шансы сохранить это положение

Плохо для лидера, но он еще может наверстать упущенное после огибания знака.

Пока на подходе к знаку яхты не связаны (одна из них чисто позади), есть опасность, что лидера обвинят в том, что он делает поворот на курсе. Но как только преследующая яхта устанавливает связанность снаружи, положение меняется: лидер может требовать место и делать поворот оверштаг без всякого риска.

Следовательно, лидер должен убавить скорость приблизительно на расстоянии двух корпусов от знака, чтобы в случае, если следующая за ним яхта попытается связаться в этой зоне изнутри, рассматривать ее как вклинившуюся (рис. 118).


Рис. 118
а. Чтобы оградить себя от опасности огибать знак вторым, лидер К 5474 притормаживает в пределах зоны в два корпуса от знака


Рис. 118 б
. Следующая за ним яхта свяжется слишком поздно (вклинится) и... сделает поворот оверштаг, чтобы избежать навала на знак

В другом случае (рис. 119), когда знак оставляют слева на левом галсе и яхта без номера догоняет хорошим ходом, она должна зайти либо с наветра, где не имеет права на место у знака, как вклинившаяся, либо с подветра, где немедленно устанавливается связанность снаружи, и лидер получает свои права на поворот оверштаг.


Рис. 119 а
. Приближение к знаку, который надо оставить слева на левом галсе. К 5474 лишен возможности делать поворот оверштаг яхтой, идущей чисто позади


Рис. 119
б. У знака эта яхта уменьшает ход, вынуждая при этом следующую за ней яхту установить связанность снаружи. При этом К 5474 получает право делать поворот оверштаг, а другая яхта должна дать ему для этого место

Второй способ, с помощью которого лидер может выиграть этот поединок, — сделать замедленный поворот оверштаг на расстоянии примерно корпуса от знака. И тогда яхта, следующая за лидером, снова будет поставлена перед необходимостью выбора: идти ли вперед на транец ведущей яхты и установить положение связанности снаружи, давая, таким образом, лидеру свободу действий, или совершить навал на знак.

Рулевой лидирующей яхты должен очень точно рассчитать свой поворот оверштаг: если он начнет делать его слишком поздно, яхта, идущая позади, проскользнет и, обогнув знак, окажется впереди. Не идите выше левентика до тех пор, пока идущая позади яхта не установит четкой связанности снаружи: по правилам пока не перейдено положение левентик, вы еще не делаете поворот оверштаг. В правилах * дано определение: «яхта делает поворот оверштаг с момента, когда она начинает уваливаться на другой галс из положения левентик и до момента, когда... увалится до курса гоночный бейдевинд». Иными словами, только вторая половина того, что мы обычно называем поворотом оверштаг, рассматривается как собственно поворот. Началом поворота оверштаг по правилам является момент, следующий после того, как вы оказались в положении левентик, а не момент перекладывания руля.

Если две яхты приближаются к наветренному знаку на курсах, ведущих к столкновению, правила применяются так, как если бы знака здесь не было. Следовательно, если яхта, идущая левым галсом, оставляет достаточно места для того, чтобы яхта, идущая правым галсом, могла сделать поворот (рис. 120), последняя (белая) в ряде случаев может эту ошибку использовать. Она может пройти тем же курсом на корпус дальше, чем нужно, и таким образом заставить черную яхту сделать поворот оверштаг и отстать на несколько корпусов. Это не очень вежливо и вряд ли понравится рулевому черной яхты, но если белая яхта имеет более высокую скорость на курсе фордевинд, для ее рулевого это единственная возможность создать себе преимущество.


Рис. 120
. Иногда выгодно заставить яхту на левом галсе сделать поворот оверштаг

При большом количестве участников подходить к наветренному знаку, который при огибании остается справа, всегда безопаснее правым галсом. Большинство яхтсменов поступают именно так, поэтому иногда можно выйти на более чистый ветер и идти быстрее, если отстать на несколько корпусов и выйти к знаку левым галсом.

* См. часть I ППС-77 «Определения» (Прим. пер.).

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.