Совсем недавно, почти вчера мы видали яхты на экране. Это были кадры из потусторонней жизни. Европейские аристократы и американские миллиардеры во всем белом на залитой солнцем палубе смаковали коллекционные вина в окружении кинодив на фоне средиземноморского пейзажа. Все выглядело настолько неправдоподобно и недосягаемо, что никто даже не пытался завистливо вздохнуть или рассмотреть детали… Слава богу, сегодня ситуация изменилась. Теперь мы сами с усами, никого не удивишь ни белым смокингом, ни пыльными бутылками, ни пятизвездочным загаром. И нас интересуют как раз детали. В некоторых деталях “Luxury” или V.I.P. чартера яхт мы и попробуем разобраться.
Итак, что такое яхта V.I.P. класса? Это деликатес, от которого невозможно отказаться. Это «Роллс-Ройс» на воде. Это президентский номер в Хилтоне, это высший класс отдыха, отдыха для людей успешных, самодостаточных, умеющих ценить уникальный комфорт элитных судов. Каковы же признаки этой элитности. Прежде всего «породистость». Представьте себе яхту, в которой сосредоточены плоды трудов множества талантливых людей, обладающих возможностью для реализации самых смелых и фантастических решений. Дизайнерские изыски, воплощенные в ручном исполнении высочайшего класса. Драгоценные породы дерева отделаны вручную многими слоями лака, тиковые палубы, пропитанные специальными маслами, бронза и нержавеющая сталь отполированы до блеска, специальные, особой выделки кожи, не боящиеся влаги, ультрасовременная автоматика, прекрасные ходовые качества. Все это способно вскружить самому пресыщенному человеку.
Если еще говорить о признаках элитности, надо определиться в размерах. Может быть V.I.P. яхтой судно 12 метров длиной? Врядли. Если Вы привыкли к комфорту на суше, то и в море пространство обитания должно быть просторным. В связи с этим можно вывести первый алгоритм яхты- люкс. Длина: не менее 25 метров. Второй признак- количество гостей на борту. Даже на яхтах более 50 метров их число не превышает 10-12 человек. Да, на такой яхте можно устоить званный вечер, где найдется место и для 50 гостей. Но, жить, чтобы сталкиваться лбами- нет, это совсем не V.I.P. Алгоритм следующий: комфорт проживания, комфорт отдыха. Например, трудно представить себе такую яхту без изысканного салона с роялем (еще один признак «классности») или без ванн - джакузи в каютах king- size. И еще: число членов экипажа составляет не менее половины от количества гостей и больше. Можно не упоминать о том, что находясь на борту такой яхты, вы не теряете связь с внешним миром: телефон, E-mail, интернет в Вашем распоряжении. Чтобы получить больше представления о яхтах класса люкс, остановимся на описании двух из них- моторной и парусной. Выбрать типичную для нашего класса яхту довольно трудно. Не только потому, что рынок предлагает чартер более 1500 яхт класса люкс от просто больших (длиной более 16 метров) до мегаяхт более 25 метров и до гигаяхт, таких как знаменитая 99-метровая «Кристина 0» (неделя чартера – 315000$), но и потому, что современное яхтостроение развивается в различных направлениях, которые трудно сравнивать. Это давно наметившееся разделение стиля и дизайна- независимо от размера- на три направления: мейстрим - стиль скоростных моторных яхт 90-х годов, повлиявших и на образ современных парусников, ретро направление, которое теперь в большей степени заимствует стилистику 20-40 гг. 20 века. Третий стиль условно можно назвать Ультра-С. Он объединяет угловатый техно- дизайн и ракетно- космический с несвойственным яхтам цветом «металлик». Если сравнивать эти направления с автомобильными тенденциями, то соответственно это будут стремительный Mersedes CLK GTR, породистый Bugatti 41 серии и некоторая помесь «карта» с машиной формулы- 1.
Итак, «скромная» голландская парусная яхта “Vivid”. Построена в 2001 году. Длина 27 метров, ширина 7 метров, осадка 3 метра, корпус- алюминий, водоизмещение 78 тонн, два подруливающих двигателя, главный двигатель 257 лошадиных сил. Площадь парусов около 400 кв.м. Автономность плавания- 3000 морских миль. Скорость- 10 узлов. Автоматическая система уборки парусов, гидравлические лебедки. Яхта может принять на борт шесть гостей, которых обслуживает экипаж из трех человек- капитан, матрос- стюард и кок. На палубе, покрытой тиковым деревом, разместились: большой открытый центральный кокпит с удобными местами для загара, открытая с одной стороны надстройка, в которой если нужно открываются все иллюминаторы. В передней части надстройки расположены навигационные приборы и панели управления (всего на судне пять бортовых компьютеров). Также в салоне на палубе может разместиться за двумя столами до 12 человек. За кокпитом устроены два поста управления (яхта под парусом ходит с креном и удобнее рулить то с одного, то с другого борта, в зависимости от галса). Ближе к носу, перед мачтой устроен настоящий небольшой бассейн, площадь которого можно использовать для загара, если бассейн затянуть специальным тентом. В корме открывается (гидравлика) специальная панель, образующая платформу для купания и схода на берег. Там же, в корме хранятся: виндсерфинг, надувная лодка с подвесным мотором, оборудование для дайвинга. Под палубой расположены жилые помещения яхты: комфортабельный главный салон (или кают- компания), включающий столовую, диваны для отдыха, пианино, аудио- визуальный центр. Перед салоном, ближе к носу - профессионально оборудованный камбуз, за ним маленькая столовая и две каюты для экипажа (экипаж имеет свой выход на палубу). За кают – компанией в корму: две двухместные каюты для гостей со всеми удобствами и большая каюта с двуспальной кроватью (кровать устроена так, что лежащий на ней не ощущает качки), диванами, письменным столом и ванной - джакузе. Интерьеры яхты “Vivid” отделаны вишней, красным деревом и тиком. Все помещения кондиционированы. Стоимость аренды этой яхты от 27000$ в неделю.
Теперь остановимся на устройстве фешенебельной моторной яхты “Luxe” “My challenger”. Эта тридцатипятиметровая яхта построена в Италии в 2001 году. Ширина –6,6 метров. Осадка 2 метра, водоизмещение 100 тонн. Два основных двигателя по 1800 лошадиных сил. Максимальная скорость 28 узлов. Крейсерская скорость 25 узлов. Размещается на яхте, несмотря на ее величину, компания из 8 человек, которых обслуживает команда из 5 человек (капитан, механик, матрос, повар, стюард). Верхняя палуба- Flybridge- разделена на три зоны: пространство вокруг большого бассейна - джакузи занято мягкими лежаками для загара, ближе к носу, в центре салон под открытым небом (при желании можно натянуть тент) с мягкими диванами, столом и небольшой кухней с грилем, холодильником и льдогенератором. Передняя зона - открытый пост управления судном. На основной палубе: просторный открытый кокпит на корме со столом и креслами из тикового дерева (палуба кокпита также из тикового дерева) отделен от основной, «парадной» гостиной автоматически открывающимися дверями из затемненного стекла просторное помещение гостиной с баром, диванами и креслами, с мягкими коврами - идеальное место для вечернего отдыха. Ближе к носу за идеально оборудованной кухней – уютная столовая на восемь персон и закрытый пост управления судном.
В нижнем уровне корабля расположены спальные помещения и машинное отделение. Пассажиры размещаются в четырех комфортабельных каютах. Две каюты “king size” с двуспальными кроватями, ванными и гардеробными комнатами и две каюты поменьше, но не менее удобные с двумя кроватями и туалетами и душами.
Каюты экипажа расположены отдельно от пассажирских в носовой части судна и имеют свой выход на палубу.
Интерьеры яхты выдержаны в спокойном, классическом стиле. В отделке использованы кроме махагони вишня, тик и каррарский мрамор.
На судне есть все, что необходимо с технической стороны для отдыха и развлечений: гараж в корме для 6-метрового катера (можно кататься на водных лыжах) и двух гидроциклов, помещения для компрессоров и оборудования для дайвинга (есть даже барокамера), мощные агрегаты климат –контроля, которые легко справляются с жарой, холодом и влажностью. Два дублирующих поста контроля за всем судном, начиная от двигателей и кончая системами безопасностью. Винный погреб, прачечная, холодильники, опреснители. Все вышеперечисленное находится внизу, рядом с машинным отделением.
Неделя фрахта этой яхты обойдется от 55000$ (Стоимость яхты “My challenger” около 4,5 млн.$).
Конечно, описать всю роскошную прелесть яхт высшего класса невозможно. Это надо увидеть своими глазами, оказавшись на борту. Но перед этим стоит разобраться в тонкостях аренды эксклюзивных яхт. Следует знать, что яхты, предлагаемые в чартер можно заказать на нескольких типовых условиях. Важно, планируя бюджет путешествия, разбраться в особенностях этих условий.
MYBA- WMT- условия чартера Средиземноморской ассоциации яхтенных брокеров. В стоимость включены аренда самой яхты со всем ее оборудованием и материалами, необходимыми для эксплуатации судна, ее страховка, в том числе ущерба третьим лицом, заработная плата, питание и страховка экипажа. Остальные расходы оплачиваются отдельно. Это топливо, в том числе для катеров, продукты и напитки для пассажиров, аренда оборудования для дайвинга, виндсерфинг, плата за стоянки, лоцманские услуги, вода и электрическтво, получаемые с берега, прачечная, пользование средствами связи на борту.
CT- Карибские условия чартера. В цену включено все, что и в MYBA и, кроме того, трехразовое питание и топливо. Алкогольные напитки, кроме шампанского и коллекционных вин и пользование бортовыми средствами связи в стоимость не включены.
Кроме основных типов (MYBA и CT) существует еще SEMT- Восточно-средиземноморские условия чартера: кроме всего, что есть в MYBA- топливо из расчета движения под мотором до 5 часов в сутки. Отдельно оплачивается топливо для катеров. Остальное, как в MYBA. Также есть несколько типов условий, имеющих свои мелкие отличия- EMT, GRK (греческие условия), Gulet terms (условия чартера гулет в Турции).
Также важно учитывать, под каким флагом ходит яхта, которую Вы фрахтуете. От этого, и от какой страны, в которой работает брокерская компания. Зависит величина налога VAT, аналога нашего НДС. Так, налог может варьироваться от 4% в Греции до 20% во Франции. При этом существуют яхты под т.н. «офшорными» флагами, с которых налог вообще не взимается. При подсчете полной стоимости аренды по системе MYBA-WMT советуем класть на дополнительные затраты порядка 20-25% от стоимости лодки по MYBA.
Чаевые. Если Вы остались довольны работой экипажа, принято оставлять чаевые в размере 10% стоимости аренды лодки (по MYBA WMT).