Россияне оседлали самые престижные регаты планеты, чтобы завтра захватить в них лидерство
В лазурных водах Королевского яхт-клуба в Пуэрто-Порталсе, Мальорка, прошла 13-я Regata Breitling, которая входит в цикл соревнований MedCup и считается одной из самых престижных в мире. Двадцать четыре суперсовременные и весьма дорогие лодки из 13 стран мира, в том числе две яхты из России ("Валарс" из Таганрога и "Русал-Синергия" из Саратова), вышли на старт этого пятидневного состязания, чтобы оспорить титул сильнейшей на просторах Средиземноморья, который дорогого стоит. Здесь собрались самые знаменитые яхтсмены, как, например, трехкратный победитель Кубка Америки легендарный новозеландец Расселл Куттс или капитан команды-победительницы прошлого года Mutua Madrilena Петер де Риддер. Кроме того, в этом цикле в море выходят три лодки с августейшими особами. Король Испании Хуан Карлос I - шкипер на "Брибоне", норвежский монарх Харальд V - владелец "Фрама", принц Астурийский Фелипе - выступал на яхте "Айфос" под флагом ВМФ Испании.
Большой переполох
Королевский яхт-клуб в Пуэрто-Порталсе (Real Club Nautico), существующий с 1948 года, - один из наипрестижнейших и дорогих в Европе. Стоянка здесь может обходиться и в 3 тысячи евро за сутки. Но в дни регаты эта сумма возросла примерно вдвое из-за наплыва многочисленных зрителей, прибывших на собственных "плавсредствах". Годовой абонемент на пребывание в королевском яхт-клубе стоит, как говорят, 100 тысяч евро, причем желающих "запарковаться" здесь не единицы. Клуб удобно расположен - находится всего-то в нескольких километрах от аэропорта и располагает 996 причалами для яхт размером от 5 до 35 метров. И все равно порт становится тесноват - лодкам участников регаты нашли место на причале просто впритык, так что яхты чуть ли не терлись бортами.
В Пуэрто-Порталсе в эти дни собрались самые сливки общества. Во "Фланигане", любимом кафе Хуана Карлоса, где в обычные дни Его Величество можно застать за чашкой кофе, был аншлаг. Здесь же появлялись королева София и другие члены испанской венценосной семьи. Неудивительно, что во "Фланигане" и у причалов по соседству дежурили светские хроникеры со всей Европы в надежде заснять, как поднимается на борт плотный статный мужчина в фирменной жилетке яхтсмена и красной бейсболке. Порой король и сам выходил на руле, но лодка тогда, как назло, преодолевала дистанцию не слишком успешно. "Это не наш день", - скорбно замечали в таком случае члены экипажа, разводя руками.
Как на ярмарку тщеславия, высадился на Мальорке внушительный десант спонсоров. "Засветиться" здесь, как сказал "Итогам" один из представителей компании Breitling, - значит продвинуть свой бизнес на новый уровень. Понятно, что у таких регат проблем со спонсорами не возникает. Добавьте к сутолоке, которую создавали они со своими разноцветными павильончиками, кафе и стендами, группу технической поддержки (для нормальной жизнедеятельности спортивной яхты нужно как минимум 15 человек), зрителей со всей Европы, и вы сможете представить, какой колоссальный размах имеет действо.
Жизнь на регате спрессована до предела. Утро начинается в шесть часов, когда группа дайверов (у каждой команды своя) в гидрокостюмах и с аквалангами уходит под воду, чтобы очистить днище лодки от водорослей. Делается это практически ежедневно. После такой "чистки зубов" яхта драится снаружи, экипаж проверяет паруса. На старт команды выходят за час до гонки. Это место обычно находится за несколько миль от берега, так что зрителям приходится туда добираться своим ходом. Сильный ветер, конечно, яхтам в помощь, но тем, кто следит за гонкой с катеров сопровождения, приходится несладко. Мы попали в неприятную болтанку и молили Бога, чтобы скорее вернуться на берег. "В таких случаях надо хлебнуть немного рома", - посоветовали нам в пресс-центре испанские журналисты, а потом признались, что сами в море чуть не потеряли сознание...
На свободу!
Эта регата впервые состоялась в 1995 году, но только в последние два-три года, когда сформировался новый скоростной класс крейсерских яхт Transpac (ТР) 52, соревнования у берегов Пальма-де-Мальорки превратились в настоящую изюминку сезона. Что же произошло?
Как рассказал "Итогам" Сергей Коцюба, менеджер российской лодки "Валарс" (владелец - бизнесмен Кирилл Подольский), в 2003 году некоторые владельцы яхт высказали идею, что неплохо было бы гоняться в режиме реального времени. Дело в том, что победитель в гандикапных классах определяется в ходе сложного пересчета, на который влияют параметры лодки и многие другие факторы. Зрителям сложно было понять, почему яхта, которая приходила к финишу первой, после пересчета оказывалась, к примеру, десятой. Владельцам яхт захотелось более прозрачных условий соревнований, то есть гонок в том самом режиме реального времени. Почему это так важно? Яхта - штука дорогая: ее заказывают у лучших дизайнеров, затем набирают команду, создают бренд, за который со временем борются спонсоры. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать: рекламодателей больше привлечет та команда, которая чаще выигрывает. Условия для такого выбора как раз и возникли с появлением класса TP52.
Как поделился с "Итогами" Игнасио Триай, директор MedCup, в 2003-2005 годах в крейсерских гонках наметился кризис. Участников регат становилось все меньше, да и зрителей тоже. "Пару лет назад ко мне обратился Хосе Куси (старинный друг Хуана Карлоса. - "Итоги") и заявил, что хочет построить новую лодку и гоняться по-новому. Я понял, что пора предпринять кардинальные шаги", - говорит Триай. На тот момент яхтинг бурно развивался в США за счет появления TP52 и становившихся все более популярными гонок на Гавайях (оттуда, собственно, и пошла аббревиатура ТР - Transpacific (Транстихоокеанский), или Transpac). Но нужны были лодки, которые могли бы соревноваться вблизи европейских берегов в острых и стремительных гонках. Так и появилось новое поколение средиземноморских "Транспаков", приспособленных к менее сильным, чем в Тихом океане, ветрам. Гонка на них настолько быстрая, что команда действует как слаженный оркестр, где каждый "инструмент" одинаково важен. Секрет в том, чтобы каждый член команды вел свою "партию" под управлением "дирижера" - шкипера. TP52 создали, руководствуясь пакетом правил, которые могут быть изменены на общем собрании владельцев лодок. Необходимо только, чтобы 80 процентов голосов поддержали нововведение. Владелец волен выбрать дизайнера, верфь и конфигурацию бортов. Надо лишь уместиться в параметрах, установленных ассоциацией владельцев. К примеру, при длине яхты 15,75 метра ширина корпуса может колебаться от 3,95 до 4,4 метра. Оговорены и размеры парусов, которые в любой момент может измерить техническая комиссия на регате. Если паруса не соответствуют заявленным, результаты аннулируются.
Новые границы свободы вдохновили поначалу пятерых владельцев лодок из Испании, Греции и Италии на проведение гонок у родных берегов. Сегодня кроме как на пяти регатах MedCup и итоговом чемпионате мира (в этом году он пройдет в сентябре на Сардинии) "Транспаки" больше нигде не увидишь - эксклюзивность шоу сохраняется.
Будет ли на нашей улице праздник?
"Итоги" не могли не поинтересоваться у директора MedCup, как он оценивает прогресс российских команд, тем более что в прошлом году стартовал первый отечественный проект TP52. В этом сезоне яхта "Валарс" появилась у клуба "Рус-7". Эта команда из Таганрога, более известная по прошлому году как "Югтранзит", шла последовательно по новому пути. В 2004 году таганрожцы выиграли одну из самых рейтинговых регат в обмере IRC - Cowes Week на острове Уайт на юге Англии, где ежегодно собирается до 1200 участников. Спустя два года стали победителями престижной регаты в Киле, а также не оставили шансов соперникам на чемпионате мира, заняв первое место. Стоит пояснить, что это был самый представительный офшорный чемпионат, в котором собрались лодки всех обмеров, поэтому успех особо ценен. "Мы надеемся, что экипаж клуба "Рус-7" покажет года через два хороший результат и в TP52", - комментирует Сергей Коцюба.
Новую лодку "Валарс" для команды клуба "Рус-7" приобрели у "Корпорации Кайкса-Галисия", нынешнего лидера классификации MedCup. Бюджеты команд такого уровня колеблются в пределах от 800 тысяч до 1,5 миллиона евро и покрываются за счет спонсоров. Это, понятно, не только зарплаты яхтсменам и расходы на перегонку лодки к новым стартам (перевозка из одного средиземноморского порта в другой стоит около 18 тысяч евро) и сопутствующие регатам траты, но и техническая доводка. К примеру, на "Валарсе" еще нет необходимого комплекта парусов. В среднем каждый парус стоит около 10 тысяч евро, грот (основной парус на яхте) - примерно 20 тысяч. Хороший комплект на сезон - это 25 парусов. Но дело даже не в деньгах, а в том, что парус должен быть так подогнан, чтобы встал миллиметр в миллиметр, иначе при финишной доделке его можно просто угробить. Сейчас парусами на "Валарсе" будет заниматься Хуан Мессингер, специалист, который готовил оснащение для ряда синдикатов на Кубке Америки в Валенсии. А еще необходим специалист, умеющий работать с таким современным сверхлегким материалом, как карбон, из которого лодка целиком изготовлена.
Чего нашим яхтсменам действительно пока не хватает - так это опыта. "Мы на гонке идем в серединке, а потом пропускаем соперников - не хватает техники", - сетует Сергей Шевцов, шкипер "Валарса". Чтобы перенимать мастерство "играющих тренеров", в команду пригласили трех итальянских яхтсменов, полуфиналистов недавнего Кубка Америки в команде яхты Luna Rossa.
...А тем временем общий зачет на MedCup возглавляет испанская "Кайкса-Галисия" - яхта адвоката Висенте Тирадо, скромного улыбчивого дядечки с железной хваткой. "Мы счастливы, что все так получилось, - сказал на церемонии награждения с участием короля Хуана Карлоса и королевы Софии сеньор Тирадо. - Ведь у нас были такие соперникиЕ" В затылок дышал "Артемис" под управлением Расселла Куттса. "Брибон" замыкает первую тройку, в которой, увы, пока нет места россиянам. Но зато есть уверенность, что о наших яхтах обязательно вскоре заговорят не только как об интересном явлении в TP52, но и о реальных соперниках для лидеров. Почему бы и нет? Ведь регата этого класса была всего лишь второй для нашей команды.