По современной морской международной терминологии яхтой называется любое судно, предназначенное для спорта и отдыха. Есть еще узкоспециальный термин «мегаяхга» — судно от 72 футов (24 м). Всё.
Как видим, распространенное прежде деление четко определяло статус судна и владельца. То, что «яхта» — это лукавое современное обобщение, вошло ныне в широкий обиход, говорит о многом. Оно устраивает чиновников, объединяя их со спортсменами. Но есть и другая сторона: неясность термина как бы приближает, например, самолюбивого пайщика оптового рынка к мировой финансово-промышленной элите. И тот небрежно роняет пару слов о своей яхте, не уточняя длину и место стоянки.
Начиналось с тяжелых золотых цепей, которые полагались всем мужчинам, решившим вырваться со дна. Позднее, захлестнувший Москву и перекинувшийся в крупнейшие города культ потребления заставил своих рабов искать адекватные новому богатству атрибуты. А что мы могли выбрать, 70 лет не имея ничего? Мы могли листать западные журналы и смотреть западные фильмы.
Яхта стала символом богатства и успеха. Дома и машины были у всех, а вот этого не было. И первые дорогие суда завозились сюда со словами: «Чтобы пацаны посмотрели!»
Это привело к диким, с точки зрения западных яхтсменов (с которых и брали пример) явлениям. Не умея и не желая понять природу яхтинга — спорт, любовь к морю и ветру — новые русские стали завозить на московские водохранилища морские и даже океанские суда. Встречаются экземпляры по 12 млн евро и выше.
Для таких Пестовское водохранилище даже не лужа — рюмка. Два дизеля Volvoo по 350 л. с. турбонаддувом бросают их (иначе и не скажешь) на противоположный берег в считанные секунды.
В регионе, где навигация хорошо если длится четыре месяца, зимуют материальные фонды, корпуса которых не рассчитаны на московские холода. Постепенно они покрываются микротрещинами. И скоро в России возникнет крупнейший рынок подержанных и аварийных судов представительского класса.
До самого верха лестницы русского тщеславия, нашей исконной фанаберии, закон психологии неизменен. И система противовоздушной обороны на океанском корабле Абрамовича в дружелюбном, гостеприимном Средиземноморье —возведенные в квадрат или куб мертвые станции космической связи в подмосковных лужах. Их купили, чтобы сунуть под нос ближнему.
Радоваться длинным рядам кораблей, в которые бесполезно вколочены десятки миллионов евро, могут только паразитирующие на русской спеси продавцы и перепродавцы. Младшие сестры яхты Романа Аркадьевича стоят под снегом. Из этого же ряда — огромные джипы, для которых в столице нет ни дорог, ни парковок, пустые кварталы раскупленного и незаселенного элитного жилья. Это образ воровского капитала, который не заработан потом, кровью и бессонными ночами.
Совершенно незаметно толпы охватила общая для всех тенденция — лихорадочное, болезненное потребление. Это и есть сегодня наша подлинная национальная идея. Не державший в руках вещи дороже недельной зарплаты американского рабочего народ бросился покупать.
Так иные пережившие ленинградскую блокаду не могли наесться до самой смерти Сталина. Это подарок Советской Власти. И его надо просто пережить. Квинтэссенция этой национальной идеи — "гламур" во всех ипостасях.
Именно правящий класс — не хочется называть этих людей элитой, подал пример своему народу.
Этот мир зависти, воровства, липового успеха и стал идеологией современной России. Десятки одинаковых глянцевых журналов, захватившая почти все общественное внимание группа глянцевых персонажей, поверхностные глянцевые писатели и композиторы, ряды бутиков в небогатых русских городах... и над всем высится океанская яхта Романа Абрамовича.
Во всех странах, на которые мы хотели бы в перспективе походить, народ за собой ведет элита. Богатейшие люди отдавали все на образование, а наследники гордились такими поступками отцов. Принцессы стирали бинты в санитарных поездах. Командующий флотом США отправил сына летчиком во Вьетнам, где тот был сбит и пленен.
Элита держит планку нравственности, тот самый плинтус, ниже которого нельзя ни при каких обстоятельствах. Она не ждет, когда простонародье «цивилизуется». Самое непонятное для просто богатых россиян — это делается не ради денег.
За этими поступками бесполезно искать корыстные мотивы. И большинство наших богачей пока не в состоянии понять уход Билла Гейтса в благотворительность на пике карьеры, фантастического богатства и успеха. Хотя, есть уже и такие, кто понимает.
Будет ли нашему времени конец? Непременно, и у него есть точные признаки. Следите за яхтами. Закон не знает исключений: по мере становления современных взглядов, богатые люди переходят с моторных яхт на парусные. И никогда — наоборот.