В планах этого года Черногория предусмотрена не была, но двое наших партнеров по бизнесу приобрели дом в Будве, причем факт покупки совпал с их горячим желанием получить капитанские лицензии и осваивать морские просторы самостоятельно. В сухом остатке - я согласился пойти капитаном, в Которе была заказана лодка Elan 343 impression и в середине июня мы вылетели в Тиват.
Надо сказать, что чартерный бизнес в Черногории совсем не так развит, как скажем в соседней Хорватии, чартерных компаний пока мало, выбор лодок невелик и цены на них почти на 20% выше чем у соседей. Но справедливости ради необходимо признать, что те чартерные лодки, которые я видел, были в основном новые. Выполнив традиционную процедуру - вечером пиво, утром продукты мы быстро приняли крейсер и на рассвете отвалили в Хорватию, где вечером встречались с друзьями.
Для двухнедельного плавания местной акватории нам показалось мало, к тому же при небольшой протяженности береговой линии, практически отсутствуют острова. Поэтому Черногорию решили оставить на закуску после Хорватии. Нынешнее путешествие было четвертым в этот регион, и я с нетерпением ждал встречи с теми местами, где был когда-то счастлив, и очень хотел, чтобы и ребята познали эту удивительную комбинацию островной природы и средневековой старины.
Если не брать в расчет возможное отсутствие ветра, то в средиземноморье мало что может сравниться по красоте и количеству островов с Хорватией. Все средневековые постройки вылизаны как «приборы» у кота и поддерживаются очень бережно. Вот только чистота моря…. Но об этом чуть позже.
Выходили в море очень долго, больше двух часов - Которский залив в такой же степени красивый, как и долгий 18 миль, кстати, ветра там всегда в достатке, иногда даже сильного. Но в это раз ветер под берегом не ловился, и в море тоже не ловился. Пришлось использовать стандартный хорватский сценарий - 6 часов дизель-море и, к вечеру мы уже были в обществе наших друзей. Нас стало семеро, и короткая совместная прогулка, в поисках места для ночевки, завершила переход. Всех нас помимо любви к морю объединяют партнерско-клиентские отношения с компанией Skyfirst, которую представлял я. Поэтому дружеский ужин с рассказами о наших странствиях перерос в вечерние посиделки с обсуждением кризиса российского алкогольного рынка, проблем сбыта пластиковой фурнитуры, нехватки кадров в бизнес авиации и производстве мебели. Финалом было - поднесенное хозяином ресторана "многоградусное бурлилово", способное в одинаковой степени испортить и дружескую вечеринку, и ужин при свечах, и даже встречу нового года!!! Послевкусие могло быть длительным, если бы оно на наше счастье не было незамедлительно устранено проверенным "Чивасом", в сопровождении лекции нашего "алкоголика" Сережи Привалова «о достоинствах и особенностях производства шотландских вискарей».
Наше пребывание в хорватских водах было ярким и коротким, как выстрел конфетти. На следующий день, при попытке открыть Хорватский transit log, нас выперли из территориальных вод Хорватии, мотивируя отказ "строгими законами" (а скорее предвзятому отношению к российским гражданам!), отсутствием ваучера или любого другого документа подтверждающего бронирование в этой стране яхты или гостиницы. На сетования полицейского па поводу "строгих законов" я ядовито заметил, что лучше бы они с таким же рвением следили за чистотой моря, и обязали бы всех владельцев судов устанавливать на яхты черные танки. Надо отметить, что это не очень дорогое приспособление редко встречается на хорватских чартерных яхтах (строгий закон видимо позволяет!), и фекалии напрямую сливаются в море, в зависимости от физиологии экипажа и вне зависимости от удаленности от береговой линии. Более того, на тех диких стоянках, где можно встать на якорь, доступное береговое пространство так «заминировано», что напоминает скорее дикую стоянку для дальнобойщиков на трассе Москва-Волгоград, не хватает только старых топливных и масляных фильтров!
Полицейский не парировал, и в итоге нас благополучно депортировали! А мой друг и шкипер второй яхты Саша Тарантул чуть не плакал от досады, когда провожал нас в обратный путь. На следующий день я увидел еще одно проявление строгих законов. В одной из бухт на острове Млет, пришедший под вечер полицейский катер принялся методично проверять судовые и личные документы у стоящих на рейде яхт. Я посчитал, за 50 минут из 25 яхт были проверены 8. Я могу ошибаться но, мотивом подобной акции, скорее всего, служит желание властей продемонстрировать представителям евросообщества служебное рвение - смотрите, дескать, какие мы строгие, нам уже можно в Евросоюз»? Как мы узнали позже, наш второй экипаж также был подвергнут подобной проверке. Только не на рейде, а прямо в море! Где после тщательного досмотра лодки, судовых документов, и фотографирования экипажа, был благополучно отпущен.
center@@
Правду говорят - беда не приходит одна. На обратном пути в Черногорию, даже толком не испытав парусных возможностей Elan 343, мы с излишком вкусили его недостатков! Двигатель на этой лодке глушится не как у всех Баварий, Бенету и Жано - вытягиванием рукоятки (которая перекрывает доступ воздуха в двигатель), а электрическим клапаном от ключа зажигания. Заглушив двигатель, запустить мы его уже не смогли - сгорел этот самый клапан! Ни знание материальной части, ни полученное в молодости автомобильное образование и практический опыт работы с дизельными двигателями приобретенный в качестве командира роты в автобатальоне, не помогли оживить сердце стеклопластикового друга. В течение суток два местных механика издевались над больным, и я методично каждый раз рассказывал им об особенностях конструкции, но все тщетно - в Которскую бухту мы заходили на буксире. В чартерной компании посыпали головы пеплом. А потом выдали нам Elan 434 взамен Elan 343. С ЖК телевизором и прочими "излишествами", типа подруливающего устройства и картплоттера в кокпите, с четырьмя каютами и двумя гальюнами!!!
Десять дней мы гоняли наш крейсер и в хвост и в гриву и убедились, что он неплохой мореход и на острых курсах и на полных. Он отлично управлялся и под парусами, и под мотором, и на швартовке даже без подруливающего устройства. Очень понравилась компоновка кокпита и две площадки за кормой, практически за пределами лодки, которые можно было использовать как для рыбной ловли, так и для принятия солнечных ванн. Что не понравилось, так это стаксель - на обеих лодках в полностью выпущенном состоянии он оказывался существенно ниже реллингов, и настраивать его в таком положении было проблематично. Чтобы его не рвать выходили из положения просто - уменьшали площадь.
Вторично выйдя из Которского залива, мы направились теперь на юг, в сторону границы с Албанией, то, выходя далеко в море, то, возвращаясь под берег. Обшарив все интересные бухты, мы прибыли в конечную точку маршрута - пограничный город Ульчинь, намереваясь заночевать у городской стенки. Ворона на колу дольше сидела, чем мы там стояли! Через 15 минут мы уже шли на обратно север в поисках стоянки. Два фактора сказались на нашем решении, первый - дискотека на пирсе и размер динамиков гарантировал бессонную ночь, второй - яхты сюда заходят редко и местное население, преимущественно албанское, пялится на яхтсменов как на диковинку, которую с удовольствием, не стесняясь, рассматривает с пирса высотой метра три. Реалети шоу "За стеклом" отдыхает!!!
Как я уже отмечал островов у берегов Черногории мало, а в южной части вообще отсутствуют, да и береговая линия становится плоской и не интересной. Самые красивые места сконцентрированы в районе Будвы, но красота, в данном случае, прямо пропорциональна количеству туристов, значительный процент которых составляют русские. Русским здесь комфортно, как в Сочи, даже еще лучше. Отношение к русским в полной мере выразила фраза, сказанная за кружкой пива одним знакомым черногорцем, буксировавшим нас до Котора: нас вместе с русскими 160 миллионов. Добавить нечего!
На обратном пути мы впечатлились, побродив по форту с нелепым названием Мамула. Поскольку встать на якорь не удавалось, мы с Володей и Женей десантировались на динги, оставив лодку на попечение нашего кока Сережи Тюрьмина, который (о ужас!),пока мы отсутствовали, пережил настоящую трагедию, потеряв трусы. Форт расположен на острове, и когда-то защищал в ход в Которский залив. Стилистически он очень похож на французский форт "Байярд", и даже неплохо сохранился относительно других береговых собратьев. Видимо, за счет своей меньшей доступности.
Судя по всему, крепость в прошлом была бойцом, и даже была в центре исторических событий, в отличие от более известного француза, который утратил свое фортификационное значение к моменту окончания его строительства. Вот превратности судьбы - заслуженный воин позабыт, а в лучах славы и софитов – бездельник!
Зашли в Котор, ветра нет, ужасная влажность и жара +36. Мы торопились как можно быстрее покинуть борт и добраться до Будвы. Нас ждало холодное ароматное пиво и долгий изнурительный сон. Но сновидения прежние - «дальние моря, острова"….., а утром зеленая береговая тоска и опять хотелось в море.