Алексеев В. "О проблемах создания СпортСудоРегистра"
После регистрации в Минюсте правил классификации и тех. надзора остаются 2 вопроса, которыми никто всерьез не занимается.
1. Какой орган будет осуществлять регистрацию? Предложение о создании унитарного предприятия "Спортсудорегистр" не продумано ни юридически, ни экономически. Юридически регистрация поручена Госкомспорту как органу гос. власти, а ГУП коммерческое предприятие. Нужно проверить законность и возможные последствия передачи регистрации из гос. учреждения в ГУП. Экономика: денег, которые можно получить за регистрацию спорт. судов, не хватит на содержание аппарата ГУП. Он вынужден будет создавать систему обязательных платных услуг, что не в интересах спортсменов.
2. Дипломирование экипажей: на сей момент в законодательстве РФ отсутствует требование обязательного дипломирования экипажей спортивных и прогулочных судов. В постановлении Пр-ва № 74 Госкомспорту поручен контроль за дипломированием, но не говорится, как дипломирование должно быть организовано и для кого оно обязательно. Мне кажется, что ни в Госкомспорте, ни в ВФПС, нет четкой концепции, как это следует делать. Принципиально возможны различные подходы к дипломированию экипажей. Вот 2 крайне противоположных примера, оба они широко распространены в международной практике:
1. В прогулочном судоходстве, до определенных размеров и мощности судна (как правило, это длина 12-15 м или вместимость до 80) судоводительские права не требуются. Законодательство исходит из того, что судоводитель небольшого судна не в состоянии причинить существенный вред другим судам, а незначительный ущерб покрывается страховкой. Ответственность же за свое судно (в прогулочном флоте судоводитель, как правило, является и судовладельцем) несет судовладелец. 2. В коммерческом судоходстве судовладелец отвечает перед грузовладельцем, собственником судна, местными властями за сохранность судна, груза, возможный экологический ущерб, и потому предъявляет очень жесткие требования к квалификации экипажа. Эти требования подробно описаны в международных конвенциях и национальных правилах.
Отечественные действующие правила дипломирования экипажей спортивных судов находятся где-то посередине: дипломирование обязательно, но отдано общественным организациям. Мне такой подход кажется рациональным. Можно было бы уточнить его след. образом: дипломирование судоводителей судов с N<55 кВт и W<80, эксплуатирующихся исключительно на несудоходных или специально выделенных акваториях, не требуется. Сюда попадают гребные лодки, а также небольшие спортивные суда когда они соревнуются или тренируются на специально выделенной для этого акватории (т. е. когда обеспечивается сопровождение этих судов, а судоводители предупреждены и соблюдают особую осторожность) судоводители судов с N<55 кВт и W<80, эксплуатирующихся на судоходных акваториях (подавляющее большинство яхт), а также судоводители судов с N>55 кВт и W>80, эксплуатирующихся исключительно на несудоходных или специально выделенных акваториях (скутера, аквабайки и т. д.), должны иметь квалификацию в соответствии с положением Госкомспорта. судоводители судов с N>55 кВт и W>80, эксплуатирующихся на судоходных акваториях, должны иметь дипломы установленные Минтрансом для соответствующей категории судов.
Дипломирование должны осуществлять квалификационные комиссии региональных и местных Федераций по видам спорта, но по общим правилам, единым для всей России.
Таким образом, сейчас мы имеем возможность создать систему дипломирования, максимально приближенную к международной (европейской) и учитывающую интересы большинства спортсменов.