Изобретение паруса, точнее, открытие способа использования ветра для передвижения по воде, относится к временам столь отдаленным, что память об этом событии затерялась в глубине веков. Однажды первобытный человек увидел, что плавающий в воде ствол дерева с торчащими вверх ветвями под действием ветра движется быстрее, нежели ствол без веток, и, по-видимому, сделал соответствующий вывод.
Нетрудно представить, в какой восторг пришел человек, впервые уже сознательно соорудивший из веток с листьями или из звериной шкуры подобие паруса. Но как бы ни был гениален этот человек, рано или поздно парус был бы обязательно изобретен. Собственно говоря, парус изобретают вновь и вновь независимо друг от друга все поколения. Вспомните свои детские годы, когда у таза с водой, в ванне, у лужи или запруды вы, надувая щеки, дули изо всех сил на первый в своей жизни парусный корабль: ореховую скорлупу, щепку с воткнутым в нее картонным флажком, а может быть, просто кусочек коры, "оснащенный" дубовым листком.
Какая радость охватывала вас! Ведь вы сами творили чудо - ваш корабль плыл по ветру!
Узнав, что силу ветра можно использовать для передвижения по воде, человек не преминул воспользоваться этим.
Долгое время послушное весло внушало больше доверия, чем парус и капризный ветер. Но каждый раз, когда появлялась возможность отбросить в сторону тяжелые весла и отдаться на волю ветра и волн, человека охватывало чувство раскрепощения. И конечно, задолго до того, как парус стал служить людям в их практической деятельности, он, даже имея самые примитивные формы, пробуждал восторженное чувство беззаботного плавания.
Самая древняя история плавания под парусами - это история использования паруса рыбаками, купцами, древними путешественниками, открывавшими новые острова и континенты, словом, история тех людей, для которых мореплавание стало делом всей жизни.
В извечных морских историях подвиги совершаются с необычайной легкостью и удачливостью. На самом деле мореплавание - тяжелый труд. В пути моряка ждут реальные опасности: рифы, шквалы и бури, штормы и не придуманные чудовища. Мореплавание требовало постоянного напряжения всех сил, грозило кровавыми сражениями и рабством, голодом, увечьем и смертью. Но в конечном счете победа оставалась за человеком.
Впрочем, необходимость в мореплавании сводилась не только к добыванию средств существования и расширению сферы обитаемого мира. Она порождалась и стремлением человека к самоутверждению.
Корабль - орудие мореплавания, плод творения трудного и великого искусства судостроения - олицетворял собой человеческий гений, был символом его могущества и возможностей. Именно поэтому он вскоре стал неизбежным атрибутом власти. В Египте и в Финикии, в Элладе и в Карфагене, в Риме и в Византии, в Венеции дожей - повсюду, где сущность владычества видели в том, чтобы поражать подданных пышностью и ужасами, он служил для того, чтобы вызывать восхищение друзей и внушать страх врагам. Такие корабли вряд ли можно было считать увеселительными судами: на них плавали совсем не для того, чтобы наслаждаться морскими просторами.
В конце средних веков парусный корабль нашел и другое применение: под сенью парусов совершали географические открытия, испытывали необычайные приключения. И лишь тогда, когда уже было доказано, что Земля не плоскость, опирающаяся на плечи Атласа, когда привычные прежде понятия безнадежно устарели, а новые открытия разбудили дремавшую в человечестве энергию, тягу к науке и прогрессу, словом, только тогда, когда наш мир шагнул в следующую эпоху, появилось стройное и быстроходное парусное судно, предназначенное только для одной цели - плавания ради удовольствия.
Удовольствие от плавания под парусами и плавание под парусами ради удовольствия. Понятия эти не равнозначны. Уже финикийцам, превосходным купцам и великолепным мореплавателям древности, помимо всепоглощающей страсти к торговле, знакомо было и чувство высокого наслаждения от самого процесса плавания под парусами.
Известно также, что ни зной экваториальных широт, ни жажда и голод, испытанные моряками Колумба, не смогли затмить великолепия солнечных закатов, которые во всей цветовой гармонии открывались взорам первопроходцев во время плавания к берегам Америки.
И те, кто вместе с Магелланом дерзнули совершить первое в истории кругосветное путешествие под парусами, вернувшись из трагического плавания, сохранили воспоминания не только о невероятных трудностях, но и о прекрасных днях, выпавших на долю участников великого похода.
Вообще невозможно было бы поверить, что неуклонное развитие мореплавания стимулировали только жестокая необходимость и коммерческая выгода - кулак и золото. Без романтики, открывающей морякам необозримые океанские просторы, без красоты рассветов и закатов, без свиста ветра в тугих парусах невозможно представить себе настоящего мореплавателя.
... Где и когда возник парусный спорт, кто первым построил быстроходное судно типа яхты? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории европейских стран, лежащих на морских берегах, где были развитые общественные и экономические отношения и высокий уровень культуры. Такие условия на рубеже XVI и XVII веков возникли в бассейне Рейна и Шельды, на территории, занимаемой сейчас Бельгией и Голландией. Населявшие эту приморскую низменность народы уже в VIII веке сооружали плотины и дамбы, отвоевывая землю у моря. Многочисленные рукава дельт Рейна, Шельды и постоянно растущая сеть каналов создали со временем удобную и густую систему водных путей. Одаренность и трудолюбие населения способствовали расцвету ремесел и торговли. Богатство страны распаляло аппетиты соседей: французские, испанские и германо-австрийские короли не раз пытались захватить страну. Борьба патриотов против иноземного ига длилась несколько веков, пока наконец мужественный и самоотверженный народ не победил. В конце XVI века была образована Республика Соединенных Провинций Нидерландов, которая с XVII века получила название Голландии. За короткое время после завоевания независимости Нидерланды превратились в могучую морскую державу. Уже в 1609 году голландский флот насчитывал свыше 20000 судов, на долю которых падало свыше 60 процентов морских торговых перевозок Европы.
Используя для судостроения исключительно привозной лес, голландцы ежегодно спускали на воду до тысячи превосходных судов. Корабли их славились простотой конструкции, удобством в эксплуатации, хорошими мореходными качествами.
Во второй половине XVII века Голландия достигла полного расцвета. Обширные связи с миром, высокоразвитая экономика, наука и культура сделали ее ведущей державой мира, а мощный торговый флот укреплял экономическое могущество страны на всех континентах: корабли голландских акционерных обществ Ост-Индской и Вест-Индской компаний добирались до Австралии, Тасмании, Китая, Японии, Африки, Индонезии, Цейлона, Южной Америки. Роль, которую Голландия играла тогда в цивилизованном мире, со многих точек зрения можно считать прогрессивной.
Именно голландцы стали первыми плавать под парусами ради собственного удовольствия и спортивного интереса.
Прежде считали, что родиной яхт является Англия. Однако английский словарь 1670 года определял "яхту" как "голландское прогулочное судно". Современный оксфордский словарь также дает родословную слова "яхта" от голландского "jacht, jagt" как отглагольного существительного от "jaegen"- гнаться, догонять.
Согласно этим источникам, слово "яхта" первоначально означало то же, что и "гончая" - корабль, служащий для погони или преследования. Таким образом, быстроходность была главным отличительным признаком парусного судна, названного яхтой.
Посещавшие Голландию иностранцы обращали внимание на парусники с комфортабельными каютами. Они принадлежали, несомненно, людям зажиточным и предназначались для отдыха в живописных местах. Развитию туристского парусного плавания ради удовольствия благоприятствовали водные пути, подходившие к порогу почти каждого дома. Для голландца яхта была тем же, чем является для современного человека личный автомобиль, служащий и для дела, и для удовольствия.
Естественно, среди владельцев яхт возникало соперничество, поначалу случайное, а затем перешедшее в стремление состязаться.
Желание превзойти других - не самая благородная, но естественная и распространенная черта человеческого характера. Можно полагать, что желание выделиться побуждало первых голландских яхтсменов идти на немалые расходы, чтобы улучшить свои яхты во всех отношениях.
В тот период голландцы были непревзойденными мастерами парусного кораблестроения и ввели многие важные усовершенствования не только в технику судостроения, но и в оснащение парусников. От примитивных парусов викингов, неуклюжего такелажа генуэзских, испанских или португальских парусников голландские корабли отличались прежде всего более совершенной конструкцией корпусов - узких и, следовательно, более быстроходных, не отягощенных излишними надстройками. По сравнению со средневековыми судами голландские корабли были значительно лучше оснащены парусами, легко управляемы, хорошо приспособлены к переменчивым условиям плавания, высокоманевренны.
Развитая морская торговля, рыболовство, а также необходимость создания морской и речной патрульной службы способствовали специализации голландского кораблестроения. Вид конструкции и размеры судов определялись их назначением. Для гонок специально строили небольшие парусники. Небольшие парусные суда необходимы были также для обслуживания многочисленного флота крупных кораблей. В таких же судах нуждалась патрульная служба, созданная для борьбы с контрабандистами и пиратами. Важнейшими качествами патрульных судов были быстроходность и маневренность, способность нести дозорную службу в любую погоду в бурных водах Ла-Манша и Северного моря. Небольших и быстроходных парусников требовали, естественно, и жизненные интересы пиратов и контрабандистов.
Конечно, яхтостроители воспользовались опытом, накопленным голландскими конструкторами, прежде всего для увеличения маневренности и быстроходности яхт.
Яхтами в Нидерландах на рубеже XVI и XVII веков увлекались лишь зажиточные люди.
Парусное плавание в целях развлечения, несомненно, возникало из стремления не ударить лицом в грязь перед другими и, конечно же, из любви к морским приключениям. Таковы побуждения человека, отправляющегося в путь под парусами и триста лет назад, и сегодня. В то же время плавание на яхтах - сочетание личного и коллективного начала, присущее человечеству вообще. Естественно, что каждая группа людей (экипаж парусника) стремилась помериться силами с другой группой. Гонки - старейшая форма соперничества в плавании под парусами.
Трудности и лишения при плавании под парусами, по мнению многих, должны были наложить отпечаток при формировании личности человека, преобразить его. Человек мужал телом и духом, приобретая такие черты характера, без которых мореплавание вообще было бы невозможно.
Любительскому плаванию под парусами с самого начала сопутствовало чувство прекрасного. Яхтой не считалось то судно, которое своей формой и оснасткой не вызывало восхищения. Не заслуживал звания яхтсмена и тот, кто не признавал правил, установленных негласными законами товарищества, этическими нормами, морским этикетом.
Уже в первой половине XVII века голландский яхтинг пленял не только моряков. Его отмечали и популяризовали такие художники, как Ян ван де Каппелле, отец и сын ван де Вельде - выдающиеся голландские маринисты. Прежде чем стать знаменитым художником, ван де Вельде-старший несколько лет провел в море, а затем - как официальный художник флота - получил в личное распоряжение яхту, ставшую для него и мастерской, и моделью. На некоторых картинах художника в центре морских сражений изображена именно эта яхта - "мой галиот", как называл ее ван де Вельде.
Голландская живопись богата произведениями, посвященными этой теме. Насыщенная теплым солнечным светом картина "Праздник яхт" Яна ван де Каппелле изображает флотилию яхт во время смотра. Другой голландский художник того времени показал парусную регату, прерванную внезапно налетевшим шквалом.
Тяга к плаванию под парусами в Голландии была понятна: могучий флот страны создавал экономические предпосылки для развития яхтостроения, зажиточные слои населения могли путешествовать ради удовольствия, это и породило новую форму использования парусного судна. Со временем другие страны обогнали Голландию как в могуществе и богатстве, так и в развитии любительского плавания под парусами. Однако несомненной заслугой голландцев останется открытие ими парусного плавания ради удовольствия.
В сегодняшнем понимании любительский парусный спорт - это спорт, которым люди занимаются, чтобы совершенствоваться, приятно провести время, отдохнуть после работы, насладиться красотой окружающего мира.
Но до того, как любительский парусный спорт приобрел нынешнюю форму, он прошел многовековой путь развития.
Этот процесс, начавшийся в эпоху Возрождения и длящийся почти четыре века, не завершился и сейчас. Ибо это процесс исторический, в котором парусные гонки отражают характерные черты общественного и экономического развития тех слоев общества, которым яхтинг в данный период прежде всего служит. Вместе с тем это процесс психологический, так как с течением времени человек открывает в парусном спорте все новые возможности.