Единый
водноспортивный флаг, утвержденный в 1946 г. приказом председателя Всесоюзного
комитета по делам физической культуры и спорта СССР, К сожалению, распространения
не получил и в настоящее время совершенно забыт
Начавшаяся в 1914г. первая мировая война, а затем Великая Октябрьская социалистическая
революция резко ограничили деятельность русских яхт-клубов. После Октябрьской
революции оказалось, что многие яхты угнаны за границу, другие остались
бесхозными, погибли или требовали капитального ремонта. Новой властью уже
в мае 1919г. были намечены мероприятия, направленные на демократизацию
водного спорта и на широкую подготовку квалифицированных кадров для торгового
и военного флотов. В Петрограде на базе Петровского яхт-клуба был образован
Первый морской отряд Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан СССР)
для обучения допризывной молодежи основам военно-морского дела и парусного
спорта. Начальником отряда был назначен Ю. А. Пантелеев (впоследствии адмирал
ВМФ). На отряд было возложено несение сторожевой службы на морских подступах
к Петрограду. В следующем году была проведена полная военизация парусного
спорта, организованы еще пять отрядов на базе бывших яхт-клубов. Команды
яхт получали армейский паек и некоторое обмундирование. Подобные отряды
были созданы и в других местах, где парусный спорт культивировался до революции.
Всевобуч
сыграл положительную роль в возрождении и пропаганде парусного спорта в
Советской России, хотя организовать по-настоящему спортивную работу было
практически невозможно. Слишком мал и разнотипен был парусный флот, доставшийся
в наследство. Из-за недостатка судов одного класса соревнования приходилось
проводить с пересадкой рулевых.
В 1924 г. морские отряды Всевобуча были расформированы и все их имущество
и яхты переданы профсоюзным и комсомольским организациям. В том же году
была сделана попытка провести гонки на первенство СССР на военно-морских
6-весельных ялах. В гонках приняли ' участие ленинградские яхтсмены и моряки
Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба „Спартак"
(рулевой Б. Б. Лобач-Жученко).
В
июле 1927 г. пять яхт, принадлежащих яхт-клубу Ленинградского губернского
совета профсоюзов, совершили первое заграничное плавание в Финляндию и
Швецию. Флагманом эскадры был опытный яхтсмен, капитан дальнего плавания
Н. Я. Васильев.
И в наши дни можно встретить крейсерские яхты, стилизованные под старинные
парусники, но построенные из современных материалов и несущие синтетические
паруса
В
1928 г. была проведена I Всесоюзная спартакиада, в программу которой были
включены парусные гонки, в Ленинграде с пересадкой экипажей. Соревнования
на килевых яхтах проходили в Петергофе, а на швертботах - на озере Разлив.
Первыми чемпионами парусного спорта стали кронштадтец А. К. Бальсевич и
Н. А. мясников из Самары. Гонки с пересадкой экипажей проводили до 1950
г., когда они были заменены на классные гонки.
В
1929 г. Всесоюзным советом физической культуры была принята первая в стране
„Классификация яхт", которой предусматривалось создание надежных, долговечных
и недорогих судов, пригодных для массового спорта, и не поощрялось строительство
дорогих яхт для классных гонок с малочисленным экипажем. В соответствии
с этой классификацией в начале 1930-х гг. в Ленинграде были спроектированы
и построены на верфи „Спортсудостроитель" четыре большие крейсерские яхты,
способные совершать дальние морские плавания и в то же время пригодные
для плавания в Невской губе и других мелководных акваториях. Проектирование
велось Н. Ю. Людевигом с помощью Н. А. Александрова и В. Г. Щепкина. В
1934 г. со стапелей верфи сошли „Ударник" и „Пионер", в 1935 г. - „Стахановец"
и „Ленинградец".
Новые
яхты - „Пионер" и „Ударник - прошли испытания в большом плавании вокруг
Скандинавии. Яхты вышли в плавание из Ленинграда 9 июля 1934 г. Посетив
12 портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, яхтсмены благополучно
прибыли в Мурманск. Отсюда через Беломорско-Балтийский канал яхты 12 сентября
возвратились в Ленинград, пройдя 3500 миль.
В
1936 г. была создана Всесоюзная парусная секция (с 1959 г. Федерация парусного
спорта СССР), которая объединила разрозненную до того времени деятельность
яхт-клубов и парусных секций и положила начало организационной и систематической
спортивной работе. Были разработаны и введены общесоюзные Правила соревнований,
Правила классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР,
программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации. Хотя
в новой классификации отсутствовали яхты международных классов, она позволила
наладить массовую постройку довольно удачных, ставших популярными судов
- швертботов классов „Ш-10", „М-20", „Р-20", „Р-30 , „Р-45" и килевых яхт
классов „Л-30", „Л-45", „Л-60" и „Л-100". Некоторые яхты классов „Л-60"
и „Л-100" до сих пор в строю. Многие яхты были построены на созданном в
1936 г. на базе яхт-клуба ЛОСПС Водно-спортивном комбинате ВЦСПС, в состав
которого входила первая в СССР специализированная яхтенная верфь. Наладилось
производство яхт и швертботов в Горьком и Куйбышеве.
Ленинградский
центральный яхт-клуб ВЦСПС — один из крупнейших в СССР. Был основан в 1936
г. как Водно-спортивный комбинат ВЦСПС, в его состав входила специализированная
верфь по постройке яхт, ныне — Ленинградская экспериментальная судоверфь
(ЛЭС)
Первое
официальное первенство СССР по парусному спорту было проведено в Ленинграде
в 1936 г. В нем участвовали представители 16 городов. Чемпионами СССР стали:
в классе швертботов „М-20" - Н. А. Мясников, в классе килевых яхт - И.
П. Матвеев (в дальнейшем он 11 раз завоевывал звание чемпиона страны в
классе килевых яхт и 4 раза на буерах и еще до войны стал первым среди
яхтсменов - был удостоин звания заслуженного мастера спорта). До начала
Великой Отечественной войны гонки на первенство СССР проводили еще раз
в 1938 г.
Парусный
спорт в Москве стал по-настоящему развиваться после открытия канала Москва-Волга
и создания Клязьминского водохранилища. В 1937 г. на водохранилище был
организован первый столичный яхт-клуб, основу которого составили 11 швертботов
класса „М-20". Через год в Москве было уже 100 швертботов, 4 яхт-клуба
и более 400 яхтсменов, актив которых стал ядром Всесоюзной парусной секции.
С
1940 г. регулярно начали проводить зональные регаты: Московскую, Северную,
Азово-Черноморскую, а позже - Дальневосточную.
К
1941 г. парусным спортом в СССР занимались тысячи яхтсменов. Ленинградские
яхт-клубы ВЦСПС и ДСО „Водник", морские яхт-клубы Одессы, Николаева, Кронштадта
и Севастополя, речные яхт-клубы Москвы, Куйбышева, Саратова и Горького
воспитали много разносторонних яхтсменов и отличных гонщиков.
Спортивно-массовая
работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности
ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах.
Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы - они участвовали
в создании Дороги жизни по льду Ладожского озера и в организации дозорной
службы и службы связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского
залива. Крейсерские яхты „Ударник" и „Ленинградец" несли брандвахтенную
службу в Невской губе, „Пионер" и „Стахановец" высаживали в тылу врага
диверсионные группы, эвакуировали наши воинские части с островов.
Шестивесельные
ялы, оснащенные разрезным фоком из льняной парусины. В 1924 г. на таких
судах в Ленинграде впервые проводили соревнования на первенство СССР по
парусному спорту
Восстановление
и развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной
войны шло стремительными темпами. Яхтенный флот был пополнен судами новых
национальных и международных классов. Включились в активную работу яхт-клубы
Прибалтики и новая производственная база - Таллинская экспериментальная
верфь спортивного судостроения.
В
1946 г. были утверждены новые Правила классификации, обмера и постройки
парусных судов, которые предусматривали постройку 20 классов судов, но
самыми популярными впоследствии стали швертботы классов „М", „Р2" и „РЗ",
яхты классов „ЛЗ" и „Л4' и монотип-одиночка международного класса „Олимпик".
Это были прекрасные яхты конструкторов А. П. Киселева, Н.В.Григорьева,
С. И.Ухина, С. В. Витта, Р. Е. Алексеева и П.Буте. Даже сейчас, спустя
40 лет, старые яхтсмены испытывают ностальгию по ним. Большинство этих
яхт до сих пор не имеют равноценной замены, в особенности швертботы класса
„М", которых было построено более 2500.
Летом
1945 г. в Ленинграде состоялась первая Балтийская регата с участием эстонских
яхтсменов, а в конце сезона - первое после войны первенство СССР по парусному
спорту. Эти гонки стали в последующем традиционными и ежегодными. В других
бассейнах страны также проводят большие регаты - Черноморскую, Поволжскую,
Дальневосточную и т.п., на первенства областей и республик.
В
1946 г. в Ленинграде при Центральном яхт-клубе ВЦСПС открыли детскую спортивную
парусную школу, а затем ДСПШ появились и в других городах. С 1951 г. участие
в парусных соревнованиях начали принимать юноши и девушки из всех ДСПШ,
число которых к 1990 г. достигло 100.
В
1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, и в 1952 г. наша олимпийская
сборная первый раз участвовала в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Дебют
был неудачен. Специалисты и зарубежная пресса отмечали тогда, что наши
гонщики отлично стартуют, не ошибаются в выборе направления и определении
ветра. Их личное мастерство было на хорошем уровне, но советские яхтсмены
выступали на старых или малознакомых судах, купленных буквально за месяц
до начала регаты. Кроме того, при подготовке команды основное внимание
уделялось отработке тактических приемов, техническая же сторона оставалась
на втором плане.
Первые
крупные яхты „Пионер" и „Ударник", построенные на ленинградской верфи „Спортсудостроитель".
В 1935 г. они отправились в дальнее плавание вокруг Скандинавии
Поражение
в Хельсинки заставило коренным образом пересмотреть всю систему обучения
парусному спорту, в которой больше внимания стали уделять технической и
морской подготовке; на спортивных верфях была налажена серийная постройка
яхт международных классов; все соревнования на личное и командное первенства
стали проводить как классные гонки; были организованы встречи советских
и зарубежных яхтсменов (в 1954 г. с финнами и в 1955 г. со шведами). Наши
яхтсмены выезжали на некоторые регаты, проводившиеся в Швеции, Финляндии,
ГДР.
Результаты
такой целеустремленной работы сказались уже на выступлении нашей команды
на XVII Олимпийских играх в Неаполе (1960 г.). Золотые медали олимпийских
чемпионов завоевали в „Звездном" классе Т. Пинегин и Ф. Шутков, серебряным
призером стал А. Чучелов на „Финне", шестое место занял А. Шелковников
в классе яхт „Летучий Голландец".
Последующие
олимпийские регаты и крупнейшие международные соревнования убедительно
показали, что советские яхтсмены прочно заняли одно из ведущих мест в мировом
парусном спорте. Трижды завоевывал звание олимпийского чемпиона В. Манкин
(в классах „Финн" и „Звездный"), он был обладателем серебряной медали („Темпест");
серебряными призерами олимпиад становились А. Балашов („Финн") экипажи
Б. Будникова („Солинг") и братьев Тынисте („470"); бронзовыми - В. Потапов
(„Финн"), А. Балашов („Финн"), Л. Москаленко и И. Чуниховская („470").
Гонки
швертботов самого популярного национального класса „М" с экипажем из трех
человек. В послевоенные годы на верфях страны было построено свыше 2500
„эмок"
Звания
чемпионов мира и Европы на яхтах различных олимпийских классов завоевывали
В. Манкин В. Потапов, С. Хорецкий, С. Бородинов, Г. Биганишвили, Б. Будников,
Е. Богатырев, Ю. Коновалов, С. Кравцов и другие яхтсмены. Как признание
достижений наших яхтсменов на международной арене можно расценивать тот
факт, что в 1980-х гг. в СССР проводились чемпионаты мира в классах „Парусная
доска" и „Торнадо", а также парусная регата XXII Олимпийских игр.
В
послевоенные годы продолжали развиваться дальние спортивные плавания на
яхтах и крейсерские гонки. Первый заграничный поход советских яхтсменов
состоялся в 1956 г.: яхта „Двина класса „Л-60" Ленинградского центрального
яхт-клуба ВЦСПС ходила с дружеским визитом в Стокгольм с заходами в порты
Ханко и Мариенхамн. С 1959 г. отдельные крейсерско-гоночные яхты начали
участвовать в Варнемюндскои регате (ГДР), Грифе Поморском и Регате Гданьского
залива (ПНР), посещать порты Болгарии, Греции, Финляндии и Швеции. В 1971
г. однотонник „Сатурн" Ленинградского яхт-клуба ВМФ прошел вокруг Скандинавии
по пути „Ударника" и „Пионера"; в дальнейшем этот маршрут повторили яхтсмены
Архангельска и Мурманска.
Яхтсмены
Николаева на яхте „Арктика" дважды (в 1976 и 1977 гг.) ходили в Средиземное
море, а в 1978 г. вышли в Атлантику, достигнув Канадских островов. Полученный
ими опыт позволил в 1987-1988 гг. совершить первое в истории отечественного
парусного спорта кругосветное плавание на яхте „Икар" (капитан Б. С. Немиров).
За 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тыс. миль, посетив Канарские острова,
Тасманию и обогнув суровый мыс Горн.
Схема
парусности яхты „Ударник": длина 21,7 м;ширина
4,83 м;
осадка
корпусом 1,83 м;
швертом
2,4 м;
водоизмещение
38 т;
площадь
парусности 210 м2
Яхта
„Звездного" класса — ветеран олимпийских гонок. Созданный в 1911 г. проект
яхты неоднократно модернизировался, и сегодня „звездник", построенный из
стеклопластика и оснащенный современными парусами, удовлетворяет требованиям
самых искушенных гонщиков
Учрежденные
в 1971 г. Спорткомитетом СССР и редакцией журнала „Катера и яхты гонки
крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря ежегодно привлекали до 120 яхт.
Они послужили толчком к созданию других многодневных маршрутных гонок на
Кубки Черного моря, Онежского озера, Днепра и Волги. В свою очередь гонки
способствовали расширению проектирования и постройки современных крейсерско-гоночных
яхт на Ленинградской и Таллинской верфях, а также увеличению их импорта
из ПНР -поставщика в рамках СЭВ этого вида судов.
С
1978 г. советские яхтсмены регулярно принимают участие в международных
сборах учебных парусных судов „Операция парус. В 1984 г. две яхты ленинградского
яхт-клуба Балтийского морского пароходства „Флора" (капитан В. Гусев) и
„Новик (Б. Орехов) успешно участвовали в Трансатлантических гонках, проводившихся
в рамках „Операции парус-84", заняв три призовых места.
В
1982 г. яхтсмены-дальневосточники совместно с японскими яхтсменами учредили
товарищеские соревнования „Белый парус мира" из порта Находка на остров
Хоккайдо. Дальневосточники принимали участие в гонке вокруг Австралии,
ходили на Аляску.
Укрепляются
связи между яхтсменами морских городов-побратимов, которые обмениваются
дружескими визитами, организуют соревнования и тем самым вносят свою лепту
в дело укрепления взаимопонимания между народами и борьбу за сохранение
мира на планете.
По
данным Федерации парусного спорта СССР, в стране регулярно занимаются парусным
спортом около 35 тыс. человек более чем в 200 яхт-клубах и парусных секциях.
Свыше 400 человек имеют квалификацию яхтенного капитана. В составе нашего
спортивного парусного флота более 8 тыс. вымпелов, из них около 2 тыс.
- морские крейсерские яхты. Для такой страны, как наша, с ее протяженностью
морской береговой линии, внутренних водных путей и почти 300-миллионным
населением приведенные цифры свидетельствуют скорее не о больших достижениях,
а об огромных неиспользованных резервах для развития парусного спорта.
Парусная
доска — самый популярный класс спортивных парусных судов. Спортсмен должен
обладать силой, ловкостью и быстрой реакцией для управления доской, не
имеющей руля и несущей парус площадью около 6м2
Наибольших
успехов в международных гонках советские яхтсмены добивались на швертботе-одиночке
олимпийского класса „Финн"
На
всесоюзных регатах и чемпионатах страны самыми впечатляющими являются гонки
на парусных досках — одновременно стартует до 150 участников
Яхта „Ассоль"
пользуется популярностью у любителей семейного отдыха под парусами. Это
судно поставляется в розничную торговую сеть страны
Во
всесоюзных соревнованиях крейсерских яхт на Кубки Балтийского и Черного
морей обычно участвуют десятки крейсерско-гоночных яхт, управляемых опытными
экипажами
Путь в большой парус
Олимпийский
центр парусного спорта в Таллинне — крупнейшая спортивная гавань в СССР,
ежегодно принимающая участников всесоюзных и международных соревнований
Для
того чтобы стать яхтсменом, совсем не обязательно приобретать яхту в личное
пользование. Парусные суда очень дороги, а главное - трудно доступны. Достаточно
сказать, что в торговую сеть СССР ежегодно поступает немногим более ста
небольших яхт „Нева" (длина 6,42 м, площадь парусности 24,2 м2, цена 6
130 руб.) и „Ассоль" (5,53м, 13,6м2, 4750руб.), что, конечно, не может
удовлетворить постоянно растущий спрос. Самый короткий путь приобщиться
к парусному спорту и быстро достигнуть совершенства в управлении яхтой
- это вступить в яхт-клуб. Такие клубы или парусные секции действуют сейчас
практически в любом приморском городе и в населенных пунктах на берегах
крупных водохранилищ. За весьма умеренную плату в виде ежегодных членских
взносов здесь можно пройти начальное обучение, получить квалификацию яхтенного
рулевого и при достижении определенного стажа безаварийного командования
яхтой сдать экзамены на звание яхтенного капитана, которое открывает большие
возможности для дальних спортивных плаваний.
Лучше
всего прийти в яхт-клуб, будучи школьником. У нас в стране существует широкая
сеть детско-юношеских спортивных парусных школ, в которых свой путь в парусный
спорт начинают дети в возрасте 9-12 лет. Под руководством опытных тренеров,
в прошлом мастеров парусного спорта, юные яхтсмены овладевают искусством
управления крошечными яхтами классов „Оптимист" и „Кадет", участвуют в
соревнованиях, проводимых на разных акваториях страны. К 14 годам они пересаживаются
со своих „школьных парт" на парусные доски и современные гоночные швертботы
классов „Луч" и „Луч-2". На этих легких и быстроходных парусниках, управление
которыми, однако, требует силы и ловкости, юные спортсмены быстро крепнут,
закаливается их организм. Постепенно подростки достигают спортивной формы
которая позволяет освоить серьезные'' яхты олимпийских классов -„470",
„Летучий Голландец", „Торнадо" и др.
Швертбот-двойка
олимпийского класса „Летучий Голландец" -один из самых быстроходных парусников.
При благоприятных условиях эта легкая яхта, несущая паруса площадью 21
м2, глиссирует со скоростью до 15 уз
Выступать
во всесоюзных и республиканских соревнованиях можно, только будучи членом
яхт-клуба или спортивного общества, хотя подавляющее большинство гонок
- личные, т. е. их результаты являются личными достижениями яхтсменов.
Приобретать и постоянно обновлять гоночные суда олимпийских классов, перевозить
их к месту соревнований иногда за несколько сот километров - под силу только
спортивному коллективу, обладающему достаточными финансовыми средствами.
По результатам соревнований яхтсменам присваивают спортивные классификационные
звания - спортивный разряд, кандидат в мастера спорта и мастер
спорта
СССР.
Как
правило, в гонках активно выступают и добиваются успеха молодые яхтсмены.
Если за плечами 30-летнего человека нет опыта участия в гонках в течение
7-10 лет, ему трудно соперничать с более молодыми яхтсменами (есть и исключения,
например, знаменитый датский гонщик Пауль Эльвстрем участвовал в XXII Олимпийской
регате в возрасте 62 лет, а трехкратный олимпийский чемпион В. Манкин перешел
на тренерскую работу в 48 лет). Поэтому человеку среднего возраста лучше
начинать занятия парусным спортом на крейсерско-гоночной яхте. Важно попасть
в экипаж, состоящий из людей, близких по возрасту и интересам, общение
с которыми, иногда в течение нескольких суток без берега, не было бы в
тягость. Крейсерская яхта неизмеримо комфортабельнее гоночного швертбота,
но требует для управления большей выносливости, определенного объема знаний
и главное - действительной практики плавания под парусами. Став членом
экипажа такой яхты, 30- и даже 40-летний новичок сможет пройти все стадии
от матроса до яхтенного капитана и получить в самостоятельное командование
яхту, принадлежащую яхт-клубу.
Обучение
в яхт-клубах проводят по специальным программам, утвержденным Федерацией
парусного спорта СССР. Периодически издаются учебные пособия „Школа яхтенного
рулевого" и „Школа яхтенного капитана", которые, однако, не охватывают
всех разделов программ. Это же относится и к настоящему „Справочнику".
Даже тщательное изучение книг не даст начинающему яхтсмену всего объема
знаний, а главное - практического опыта, необходимого для безопасного плавания,
который он сможет получить, находясь в экипаже яхты.
Занятия
парусным спортом на клубной яхте имеют существенные недостатки - зависимость
каждого члена экипажа от остальных и сложность организации семейных плаваний.
Это часто становится причиной того, что человеку, решившему заняться парусным
спортом, сначала приходится овладевать секретами судостроения - строить
собственную яхту или переоборудовать в парусник подходящую шлюпку. Путь
этот наиболее трудный, требующий немалых затрат, и нередко проходят годы,
прежде чем строителю удается взять в руки румпель. Но какой бы путь к парусу
ни избрал будущий яхтсмен, парус навсегда останется в его сердце, даже
если и не придется регулярно участвовать в гонках или ходить в дальние
плавания.