МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Б.Бонд. Справочник яхтсмена: Глава 19

ОПРОКИДЫВАНИЕ

Опрокидывание имеет две основные причины. Одна заключается в том, что давление силы ветра превышает сопротивление яхты, она кренится, пока не наполнится водой и не перевернется на подветренный борт. Другая возникает в результате ошибки в управлении при плавании в сильный ветер, как правило, полными курсами, когда яхта становится неустойчивой (неуравновешенной) и переворачивается через наветренный борт. Хотя большинство швертботов имеют хороший запас плавучести, гоночные яхты из-за сравнительно большой парусности и легких корпусов чувствительны к ошибкам в управлении, которые допускает экипаж. Опасность опрокидывания присуща всем яхтам, не имеющим балласта, поэтому очень важно знать, что следует делать в случае опрокидывания яхты. Освоение правильной техники восстановления должно быть частью начального обучения яхтсменов. Новичкам обычно дают добрый совет - намеренно опрокидывать швертбот под наблюдением, чтобы научиться его восстанавливать. Тогда в реальной ситуации вы будете действовать гораздо увереннее. Имеющаяся на яхте дополнительная плавучесть гарантирует ее непотопляемость, но при условии, что элементы плавучести были проверены перед спуском на воду. Очень важно, какой запас дополнительной плавучести несет яхта: слишком большой может послужить причиной того, что яхту в опрокинутом положении будет сносить ветром или она будет плавать так высоко в воде, что выступающий из корпуса шверт будет не досягаем для экипажа. Если яхта новая, надо перевернуть ее на мелкой воде, чтобы определить ее поведение и выработать соответствующую технику постановки яхты на ровный киль.

Выбор способа восстановления зависит от обстоятельств опрокидывания и типа швертбота.

Традиционно перед восстановлением швертбота экипаж должен был развернуть его днищем к ветру, а парусом от ветра, так чтобы ветер не перевернул швертбот, когда он будет поставлен вертикально. В ряде случаев, а также для некоторых типов швертботов необходимо было убирать паруса, прежде чем пытаться восстановить его'. Современный метод „черпака" позволяет восстановить швертбот независимо от его положения относительно ветра, так как находящийся на борту экипаж является своего рода балластом. В некоторых более сложных случаях опрокидывания может потребоваться модифицированный метод „черпака" или другая, отличная от него техника восстановления.

При любых обстоятельствах опрокидывания экипаж должен оставаться в яхте или рядом с ней. Со спасательного катера легче заметить яхту, чем отдельного пловца, а берег часто находится намного дальше, чем кажется.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА МЕТОДОМ „ЧЕРПАКА"

При этом методе матрос находится внутри швертбота, а рулевой стоит на шверте и тянет за стаксель-шкот. Когда мачта идет вверх, матрос, находясь на борту, действует как балласт и не позволяет швертботу после восстановления перевернуться еще раз в сторону рулевого. Когда поднимающаяся мачта пойдет на наветренный борт, матрос должен подождать, пока парус не перейдет на подветренный борт, затем переместить собственный вес на наветренный борт, чтобы помочь рулевому. И рулевой, и матрос должны четко представлять свои задачи и выполнять их тщательно и своевременно. Матрос должен обязательно помнить, что ему нельзя залезать в швертбот, пока рулевой не встал на шверт, иначе он может перевернуться на него вниз парусами. Легкие гоночные швертботы довольно часто опрокидываются мачтой вниз.

Положение рулевого

Рулевому надо постараться встать на шверт как можно ближе к днищу, чтобы не сломать его. Рулевой должен быть готов отпустить стаксель-шкот и схватиться за борт, чтобы залезть в швертбот, когда он встанет вертикально. В процессе восстановления швертбота рулевому и матросу следует переговариваться, чтобы координировать действия

1 Матрос проверяет положение шверта, который должен быть полностью опущен, затем травит гика-шкот; рулевой в это время плывет к транцу и проверяет, на месте ли руль

2 Матрос держится прямо за транец, пока рулевой, проведя гика-шкот над рулем, плывет к шверту, пользуясь гика-шкотом как спасательным концом

3 Когда рулевой достиг шверта и ухватился за него, матрос заплывает внутрь швертбота, приводит в порядок верхний стаксель-шкот и перебрасывает его рулевому

4 Матрос ложится в швертбот, держась за ножной ремень или кильсон; рулевой влезает на шверт, пользуясь при необходимости стаксель-шкотом как страховкой

5 Рулевой проверяет готовность матроса, встает на шверт как можно ближе к днищу швертбота и начинает тянуть за стаксель-шкот, откидываясь назад, чтобы создать восстанавливающий момент

6 Рулевой продолжает откренивать, держась за стаксель-шкот, пока швертбот не встанет почти вертикально, и влезает на борт. Затем рулевой и матрос немедленно готовят швертбот к продолжению плавания

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА С ТРАПЕЦИЕЙ

Если при опрокидывании швертбота матрос не находится за бортом на трапеции, можно воспользоваться обычным методом восстановления. Однако часто во время опрокидывания матрос висит на трапеции. В этом случае матрос и рулевой должны научиться реагировать очень быстро. Им необходимо усовершенствовать технику восстановления и сделать ее эффективной. Самое главное - это не дать швертботу перевернуться днищем вверх. Для этого матрос должен как можно быстрее отцепить трапецию и залезть на шверт. Рулевой выполняет действия, которые при обычном опрокидывании являются функцией матроса.

1 Когда швертбот переворачивается, матрос на трапеции переносит вес своего тела назад на планширь и быстро отстегивается от трапеции. Рулевой готовится забраться в швертбот

2 Матрос берет стаксель-шкот и встает на шверт как можно ближе к его основанию

3 Рулевой, держась за ножной ремень, залезает на борт, как только матрос восстановит швертбот

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА В ОДИНОЧКУ

Иногда бывает трудно поставить швертбот на ровный киль, так как его корпус плавает достаточно высоко в воде и его может снести ветром. При плавании в одиночку необходимо отработать технику так, чтобы при опрокидывании швертбота не падать в воду,а сразу перелезать через планширь, как только парус коснется воды, и быть готовым восстановить швертбот, стоя на шверте и держась руками за планширь. Если все-таки вы упали в воду, швертбот можно иногда восстановить, притопив его нос так, чтобы он вернулся в нормальное положение.

1 Когда парус начинает касаться воды, рулевой должен схватиться руками за верхний планширь и быть готовым как можно быстрее перелезть через борт

2 Рулевой перелезает на шверт и восстанавливает швертбот, держась за планширь

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА ПРИ ПОСТАВЛЕННОМ СПИНАКЕРЕ

Если швертбот опрокинулся при поставленном спинакере, прежде всего надо освободить один угол спинакера, чтобы он не работал как плавучий якорь. Следующая задача - спустить спинакер, чтобы привести швертбот в состояние, пригодное для восстановления.

1 Матрос находит шкотовый угол спинакера и отвязывает шкот от паруса

2 Матрос убирает спинакер и укладывает его в карман, после чего можно начинать операцию по восстановлению

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЕРЕВЕРНУТОГО ШВЕРТБОТА

Если матрос реагирует на опрокидывание медленно, швертбот может легко перевернуться мачтой вниз. Воздух задерживается под корпусом и образуется воздушная подушка. Выбор метода восстановления опрокинутого швертбота зависит от положения шверта. Если шверт поднят полностью или во время опрокидывания он зашел в швертовый колодец, процесс восстановления усложнится, так как вам не за что будет ухватиться. При любом методе восстановления мачта при подъеме должна идти вверх на ветер. Это не позволит швертботу опрокинуться снова в ту же сторону. При опрокидывании мачтой вниз наилучший способ восстановления, когда один человек, стоя на планшире, откренивает, держась за стаксель-шкот, а другой сильно давит на корму, чтобы разрушить воздушную подушку. Когда швертбот ляжет на борт, его восстанавливают обычным образом. Если шверт находится в рабочем положении, то его используют как рычаг. Перед восстановлением необходимо убедиться, что стаксель-шкот для страховки наброшен сверху на днище перед швертом.

1 Рулевой находит стаксель-шкот внутри швертбота. Рулевой и матрос плывут на другую сторону швертбота, матрос становится на планширь и берется за шверт

2 Рулевой и матрос откренивают, стоя на коленях на планшире швертбота, при этом матрос держится за шверт, а рулевой — за стаксель-шкот

3 Матрос и рулевой продолжают откренивать, пока швертбот, постепенно поворачиваясь, не придет в положение лежа парусами на воде

4 Матрос с помощью рулевого залезает на шверт, затем швертбот восстанавливают обычным способом

ЗАСТРЯВШАЯ МАЧТА

Если яхта опрокинулась на мелководье, мачта может уйти в ил, и тогда придется воспользоваться буксиром. Необходимо проследить, чтобы конец для восстановления от буксирующего катера был пристегнут или привязан к ванте и проведен поверх корпуса, как показано на рисунке. Яхту необходимо буксировать против ветра.

БУКСИРОВКА ШВЕРТБОТА

На каждой яхте должен быть фалинь, прикрепленный к мачте и проведенный через носовую оковку. Если в штилевых условиях буксируют только одну яхту, ее следует закрепить у борта буксирующего катера или буксировать за кормой обычным способом. Если буксируют две или более яхт, фалини можно крепить стопорным узлом к буксирному концу.

МАТРОС ПОД ПАРУСОМ ИЛИ КОРПУСОМ

В результате опрокидывания матрос может оказаться либо под парусом,либо под перевернутым корпусом. Эта ситуация не опасна, если знать, как при этом себя вести.

Матрос под парусом

Вытяните руку вверх и сделайте воздушный пузырь в парусе. Затем, держа одну руку над головой, двигайтесь вдоль линии шва (в качестве направляющей) к задней шкаторине паруса

Матрос под корпусом

В перевернутом корпусе обычно достаточно много воздуха. Подплывите к борту и поднырните под него, чтобы выбраться наружу

"ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ"

Подъем человека, упавшего за борт, требует быстрых, скоординированных и хорошо отработанных действий от всех, кто остался в яхте. При организации тренировок по спасанию человека за бортом нужно исходить из того, что в большинстве случаев на борту швертбота остается только один человек. Необходимо отработать те действия, которые позволяют яхте быть управляемой, даже если на борту остался только неопытный матрос.

Наиболее безопасный путь - это немедленно повернуть яхту в галфвинд - самый легкий для управления яхтой курс. Надо растравить стаксель, чтобы остался только один парус для управления, сделать поворот оверштаг и положить яхту на курс галфвинд противоположного галса, позволяющий вернуться к человеку за бортом. Никогда не пытайтесь произвести поворот фордевинд, так как скорее всего это приведет к опрокидыванию.

Подойдя к плавающему человеку, надо взять его на борт. Мокрая одежда и спасательные средства затрудняют его движения, а сам спасаемый может ослабеть от холода и шока. Если вы уступаете по физическим данным спасаемому, то поднять его на борт без посторонней помощи очень трудно. Если спасаемый в сознакии и способен действовать сам, он может постепенно вскарабкаться на борт, используя равномерное покачивание яхты, которое дает ему дополнительную подъемную силу. Если же спасаемый находится без сознания и вы не в состоянии поднять его на борт, единственное, что можно сделать, - это обвязать линь вокруг его груди и вытянуть его из воды как можно выше, привязать у борта в районе вант и скорее идти к берегу. Для более опытного экипажа существует альтернатива - опрокинуть швертбот, привязать человека внутри и поднять его на борт, используя нормальный метод восстановления.

СПАСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УПАВШЕГО ЗА БОРТ

При спасании со швертбота человека, находящегося в воде, необходимо, чтобы в момент остановки швертбота спасаемый находился со стороны наветренного борта. В противном случае ему можно нанести травму, кроме того, швертбот может получить опасный крен.

1 Как только человек упал за борт, зафиксируйте его местоположение в воде и возьмите на себя управление рулем (если вы матрос)

 

2 Дайте стакселю заполоскать, растравив стаксель-шкоты, и немедленно положите швертбот в галфвинд, чтобы дать себе время оценить ситуацию. Шверт опустите полностью

 

3 Произведя поворот оверштаг, положите швертбот в галфвинд, держа в поле зрения человека в воде

 

6 Растравите паруса и приведите яхту к ветру так, чтобы потерять ход, когда человек находится у наветренного борта в районе вант

5 Приведите швертбот к ветру (в бейдевинд) и дайте парусам заполоскать, чтобы потерять ход

4 Подходя к упавшему, увалите яхту на бакштаг так, чтобы привести ее в точку, расположенную под ветром от упавшего

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.