МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Б.Бонд. Справочник яхтсмена: Глава 25

СПИНАКЕРЫ

Спинакер - это специальный дополнительный парус, используемый для увеличения движущей силы в основном при плавании полными курсами. Прообразом спинакера были легкие вспомогательные паруса, которые ставили на судах с прямым вооружением в легкий ветер. Вначале спинакер использовали только при плавании полными курсами; современная конструкция паруса позволяет применять его и на курсах до полного бейдевинда. Созданию такой конструкции спинакера способствовало развитие техники раскроя и пошива парусов. Спинакер, в отличие от других парусов, крепят к рангоуту и такелажу только углами, а шкаторины паруса оставляют свободными. Спинакер принимает свою форму только при наличии ветра,и для его правильного подъема и настройки необходимы соответствующие навыки и умение.

Существует множество различных типов спинакеров, систем его хранения, подъема и спуска - от импровизированных систем на старых яхтах до сложных парашютных систем на гоночных швертботах. Эти системы включают в себя средства, обеспечивающие быстрые подъем и спуск спинакера, минимальную возможность его зацепления, ровную укладку без перекручивания, готовность к новому подъему. Обычно тип используемой системы определяет конструкция яхты. Самые современные швертботы приспособлены для подъема спинакера и оборудованы карманной или парашютной системой укладки. Каждая из этих систем дает возможность экипажу эффективно работать со спинакером.

Обращение со спинакером требует умения и от рулевого, и от матроса. Только скоординированные действия обоих обеспечат эффективное управление спинакером. Распределение обязанностей между рулевым и матросом варьируется в зависимости от конструкции швертбота и систем, которыми она оснащена, но рулевой в основном отвечает за оборудование на корме, а матрос - на носу. Учиться работать со спинакером лучше всего под руководством опытного яхтсмена, тогда можно избежать ошибок, вызывающих поломку или потерю оборудования. Необходимо всегда помнить, что спинакер после подъема развивает сильную тягу и может легко стать неуправляемым. 

КОНСТРУКЦИЯ СПИНАКЕРА

Спинакеры изготовляют из легкой нейлоновой парусной ткани, которая специально укреплена с целью повысить ее сопротивление на разрыв. Ткань обладает свойством вытягиваться, что используют при раскрое паруса. Форму паруса определяют характер покроя, расположение полотнищ и швов. Спинакеры имеют более полную форму, если они предназначены для плавания по ветру, и более плоскую форму - для плавания в галфвинд или полный бейдевинд.

Ткань для спинакера

Парусная ткань для спинакеров способна противостоять разрыву, слабо растягивается вдоль и поперек основы и значительно — по диагонали к нитям основы

Радиальный покрой

Спинакеры радиального покроя применяют сравнительно редко, так как они часто теряют форму в нижней части

Горизонтальный покрой

Спинакеры горизонтального покроя растягиваются в основном в верхней части. Они наиболее пригодны для плавания полными курсами

„Звездный" покрой

Спинакеры „звездного" покроя сохраняют плоскую форму при больших нагрузках. Их поднимают на острых курсах

Три - радиальный покрой

Сочетание радиального, горизонтального и звездообразного покроев привело к созданию многоцелевого спинакера

Радиально- горизонтальный покрой

Сочетание радиального и горизонтального покроев позволяет использовать спинакер в слабый ветер

ЧАСТИ СПИНАКЕРА

Спинакер должен обеспечиваться соответствующим вспомогательным оборудованием: специальным гиком, называемым спинакер-гиком, фалом, системой подъема и системой шкотов, проведенных от каждого угла спинакера в обход всего такелажа по бортам. Шкот с наветренного борта яхты называют брасом. Многие экипажи предпочитают систему непрерывных шкотов, в которой один трос крепится к обоим углам спинакера. Для правильной постановки спинакера кипы шкотов или вертлюжные блоки должны быть установлены так, чтобы шкоты располагались под углом 25° к палубе.

КАРМАННАЯ СИСТЕМА

Спинакерные карманы часто имеют дополнительные отделения для хранения карт или инструкций

Иногда на швертботах с обеих сторон мачты прикрепляют по одному карману из ткани для укладки спинакера, карман имеет застегивающийся клапан Спинакер поднимают непосредственно из того кармана, в котором он хранится. Очень важно, чтобы парус не был перекручен, а фаловый и оба шкотовых угла лежали сверху кармана и их можно было бы легко и быстро пристегнуть.

УКЛАДКА СПИНАКЕРА

Перед спуском на воду необходимо убедиться, что спинакер упакован в карман без перекручивания. При наличии каких-либо сомнений, следует произвести его пробный подъем. Для этого надо вынуть спинакер из кармана и пройти вдоль каждой шкаторины, чтобы убедиться, что она не перекручена. Закрепив спинакер-фал к фаловому углу и шкоты к шкотовым углам, нужно поднять, затем спустить и заново упаковать парус.

Как укладывать

Поднимите спинакер (1). Затем один человек травит спинакер-фал, а другой, взяв наветренный шкотовый угол, укладывает парус в карман (2). Фаловый и шкотовые углы кладут сверху. Затем фал закладывают в стопор, установленный у борта (3)

ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА

Многие гоночные швертботы оснащены парашютной системой укладки и специальной системой подъема. При этом спинакер укладывают в матерчатый чулок или трубу под носовой палубой. Отверстие в палубе находится впереди или сбоку от штага и закрывается стеклопластиковой крышкой. При подъеме спинакер выходит из трубы. Достоинства парашютной системы укладки в том, что парус не перекручивается, так как его втаскивают в чулок прямо от центра спинакера, и его можно легко и быстро поднимать и укладывать. Недостатками являются попадание воды в яхту через отверстие в палубе и износ паруса в результате трения.

 СПИНАКЕР-ГИК

Спинакер ставят на спинакер-гике, который крепят одним концом (пяткой) к скобе на передней части мачты. Другой конец гика (нок) пристегивают к брасу. Специальное оснащение позволяет быстро освобождать гик под нагрузкой, правильным считается положение, когда открытый зев оковки гика смотрит вверх. Спинакер-гик поддерживается топенантом сверху и оттяжкой снизу С их помощью можно регулировать положение гика.

ПОДЪЕМ И УКЛАДКА СПИНАКЕРА

Спинакер поднимают с помощью спинакер-фала за фаловый угол. Спинакер-фал проводят в корму от мачты и крепят на стопоре около рулевого Свободный конец спинакер-фала протягивают через чулок или трубу и закрепляют на спинакере в одном из двух положений, чтобы использовать в качестве нирала Когда травят спинакер-фал и тянут за нирал, спинакер складывается и втягивается в трубу.

ВЫСОТА СПИНАКЕР-ГИКА

Высота спинакер-гика должна быть такова, чтобы после подъема паруса оба шкотовых угла были на одном уровне. В нормальном положении спинакер-гик практически перпендикулярен мачте. Но если спинакер-гик поднят слишком высоко или, наоборот, стоит слишком низко, настроить парус правильно не удается.

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.