МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Б.Бонд. Справочник яхтсмена: Глава 36

ПОДГОТОВКА СТАКСЕЛЯ

Большинство крейсерских яхт несут несколько передних парусов, используемых для различных погодных условий. Такелаж этих парусов одинаковый и такой же, как у стакселя швертбота. Постановкой парусов занимается команда, а капитан должен определять, какой парус ставить. Паруса обычно хранят в мешках, на которых указаны номер и название паруса. Большинство яхтсменов укладывают парус в мешок так, чтобы его галсовый угол находился сверху, - это облегчает постановку паруса. В случае каких-либо сомнений надо проверить, какой шкаториной кверху лежит парус. Галсовый угол обычно отмечен ярлыком парусного мастера. Если на яхте имеется обтекатель штага с двумя ликпазами, смену парусов можно производить быстрее, так как не надо перестегивать карабины парусов на штаге. Как только галс и фал заложены, шкаторину заводят в ликпаз и парус поднимают.

001.jpg (19651 bytes)

КАК ЗАВЕСТИ СТАКСЕЛЬ

Достаньте галсовый угол паруса из мешка и пристегните его к носовой оковке. Вынимая парус, пристегните карабины к штагу, перебирая ткань от галсового угла вдоль передней шкаторины до фалового угла, и заведите фал. Прикрепите оба шкота к шкотовому углу и протяните шкоты (обычно с внешней стороны вант) через кипы и блоки на палубе в кокпит. На концах шкотов завяжите стопорные узлы („восьмерки").

Стаксель крепят к штагу при помощи карабинов. Пристегивая их, убедитесь, что все они поставлены в одном направлении, в противном случае шкаторина будет перекручена и парус не пойдет по штагу легко

Шкоты (см. слева) можно прикрепить к шкотовому углу стакселя, используя беседочные узлы

Шкот (см. вверху) проводят через кипу, которую передвигают по погону и используют для регулировки направления тяги шкота во время плавания

УКЛАДКА НА ПАЛУБЕ

Когда парус заведен, его можно оставить на некоторое время на палубе,пока не будет дана команда к подъему. Стаксель можно уложить в мешок или привязать к леерам.

Парус (см. справа) уложен в мешок с фаловым и галсовым углами наружу. Далее справа — парус уложен вдоль леера, аккуратно свернут и привязан

ПОДГОТОВКА ГРОТА

Грот крейсерской яхты обычно не снимают с гика, если яхту не оставляют надолго, так чтобы не укладывать его в мешок после каждого выхода в море. Уложить грот на гике может и один человек, однако это лучше делать вдвоем, так как требуется некоторое усилие, чтобы расправить парус по всей длине. Прежде чем уложить грот на гик, надо вытащить парус из мешка и вставить латы (аналогичные операции проделывают с гротом швертбота). Очень удобно, если латы и латкарманы пронумерованы. Если гика-шкот не был снят, вам не придется заводить его каждый раз. Он остается прикрепленным к ноку гика и погону гика-шкота. Инструкции по постановке грота будут даны на с. 205.

008.jpg (25619 bytes)

КАК ЗАВЕСТИ ГРОТ

Вставьте шкотовый угол нижней шкаториной в ликпазгика и протяните его вдоль всего гика. Затем закрепите галсовый угол у пятки гика и выберете грота-шкот на ноке гика или у мачты. Если грот крепится к мачте при помощи ползунов, то прежде чем вставить самый верхний ползун в ликпаз, надо открыть стопор, находящийся в нижней части ликпаза или рельса мачты. Когда все ползуны передней шкаторины вставлены в ликпаз, закройте стопор.

Нижняя шкаторина грота должна быть протянута вдоль всего гика (см. вверху). Когда грот полностью заведен в ликпаз на гике, грота-шкот проводят через обушок на ноке гика, затем обратно через кренгельс в парусе и крепят, как показано на рисунке слева

Ползунки на передней шкаторине паруса вставлены в ликпаз мачты, стопор поставлен на место, чтобы удерживать ползуны в пазу (см. справа)

УКЛАДКА НА ГИКЕ

Когда грот спущен, его нужно уложить вдоль гика. Техника укладки показана на с. 205. После того как парус аккуратно уложен, его следует привязать к гику сезнем и оставить до очередного подъема.

ЛЕБЕДКИ

Лебедки - это сложная и необходимая часть судового оборудования. Они расположены в местах, наиболее удобных для создания необходимого тянущего усилия. Лебедки, установленные на фалах и шкотах, часто имеют две-три скорости Обычно один человек обводит шкот или фал вокруг лебедки и тянет за свободный конец, в то время как другой крутит лебедку при помощи ручки. Самые современные лебедки имеют стопор для удержания свободного конца и на них может работать один человек.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕБЕДОК

Важно знать, как правильно  использовать лебедку. На крейсерских яхтах натяжение шкота достаточно велико и, если ваши пальцы попадут в лебедку, вы можете получить тяжелую травму. Набрасывая шлаги шкота на лебедку, всегда работайте обеими руками, а тыльную сторону руки держите ближе к барабану. Прежде чем приступить к работе с лебедкой, прокрутите барабан, чтобы определить направление его вращения, - вы обнаружите, что рабочее вращение большинства лебедок - по часовой стрелке.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ШКОТА

Никогда не освобождайте шкот, раскручивая его вокруг лебедки. Вместо этого потяните шкот вверх и отпустите его только тогда, когда все шлаги троса слетят с барабана. Если вы случайно допустили перехлест шкота на лебедке („восьмерку"), то его надо ликвидировать в первую очередь (см. с. 207).

Когда шкот полностью выбран лебедкой, его следует заложить за утку, чтобы он не мог сползти
1 Пользуясь обеими руками, обведите шлаг шкота вокруг лебедки в направлении вращения барабана 2 Держа тыльную сторону руки ближе к барабану, сделайте 3 4 оборота, прежде чем выбирать шкот

РУКОЯТКА ЛЕБЕДКИ

Для управления лебедкой обычно используют рукоятку, которую вставляют в центральное гнездо. Рукоятку лебедки хранят в надежном месте, так как ее можно легко уронить за борт, а потом заменить чем-либо очень трудно. У двухскоростных лебедок на одной скорости рукоятку вращают по часовой стрелке, а на другой -против часовой стрелки

1 Пока один человек тянет шкот, другой берет рукоятку лебедки и вставляет ее в центральное гнездо 2 Человек, который тянет шкот, не должен допускать ни его ослабления, ни сползания вниз, чтобы избежать „восьмерки"

ОБРАЩЕНИЕ С ТРОСАМИ 

Для обеспечения безопасности и нормального управления яхтой необходимо укладывать все концы аккуратно и правильно. Никогда не бросайте на палубе несобранные швартовные концы. После использования тросы следует свернуть в бухту и убрать в один из рундуков кокпита или в форпик. Все концы надо по крайней мере один раз в сезон промывать, чтобы удалить накапливающуюся грязь и масло. Если канат будет сильно перекручен, надо бросить его на ходу в воду за кормой, и он раскрутится.

БРОСАНИЕ КОНЦА

На практике часто приходится бросать конец кому-нибудь на другой яхте или на причале. Прежде чем бросить конец, надо убедиться в том, что он имеет достаточную длину. Сверните его так, как показано на рисунке слева а затем разделите бухту, оставив в той руке, которой вы будете бросать, около трети длины каната. Если вы бросаете правой рукой, встаньте левым плечом к объекту, отведите руку назад и бросайте.

1 Разделите бухту и держите ее третью часть той рукой, которой собираетесь бросать 2 Целясь немного выше объекта, бросьте бухту вперед так, чтобы трос начал разматываться

СВОРАЧИВАНИЕ КОНЦА В БУХТУ

Все концы должны быть собраны и увязаны так, чтобы они были готовы к использованию. Существует несколько способов сборки концов в бухту, и ниже показан наиболее часто применяемый. Сворачивая конец, каждый виток (петлю) удерживайте рукой и следите, чтобы он не перекручивался.

ЗАКЛАДЫВАНИЕ КОНЦА ЗА УТКУ

Если вы не умеете правильно закладывать конец за утку, он может соскользнуть или затянуться „намертво". Чтобы избежать заклинивания конца, прежде чем закладывать „восьмерку", надо обернуть его один раз вокруг основания утки. Два метода крепления конца за утку показаны ниже.

1 Сделайте шлаг вокруг основания утки

1 Сворачивая конец, делайте петлю по часовой стрелке и так же закручивайте сам конец

2 Когда почти весь конец свернут, перевяжите бухту вокруг свободным концом

2 Заложите несколько „восьмерок" вокруг утки

3 Закончите крепление конца полным шлагом вокруг основания утки

3 Проденьте конец в петлю между верхом бухты и перевязанной частью

4 Свободный конец продернете через горизонтальный шлаг и туго затяните

Стопор на утке

Если необходимо закрепить синтетический конец на маленькой утке, сделайте стопорный узел ("удавку"). Очень важно, чтобы стопорную петлю можно было развязать под натяжением. Для этого надо пропустить петлю под последний (дополнительный) шлаг на утке (см. справа)

ЯХТЕННЫЕ ШЛЮПКИ (ТУЗИКИ)

В случаях когда яхта находится на якорной стоянке, вам понадобится шлюпка, чтобы добраться до берега и обратно. Яхтенные шлюпки (тузики) могут быть либо жесткие, либо надувные. Большинство яхтсменов, плавающих на крейсерских яхтах, предпочитают шлюпки надувного типа, преимущество которых в том, что их удобно хранить на палубе или в каюте, где место ограничено. Обычно на тузиках гребут веслами, но некоторые яхтсмены оснащают их подвесными моторами. Большинство тузиков рассчитано максимально на четыре человека; на них можно перевозить также оборудование и припасы на яхту или с яхты. Очень важно предусмотреть правильное распределение веса на тузиках и недопустимо их перегружать. На тузике обязательно должны быть средства дополнительной плавучести или спасательные жилеты, даже если находящиеся в нем люди умеют плавать. Все, кто ходит на крейсерских яхтах, должны научиться правильно обращаться с

тузиком, так как яхты часто швартуются в приливных водах, в которых бывает трудно грести. Тузик можно либо буксировать, либо хранить на палубе - это зависит от размеров вашей яхты. На больших яхтах жесткий тузик обычно хранят днищем вверх на крыше рубки или на шлюпбалках на корме яхты, но чаще, если позволяет погода и состояние моря, его буксируют. При буксировке жесткого, тузика следует убедиться, что буксирный конец достаточно длинный, в противном случае тузик может столкнуться с кормой яхты на волнах. Неплохо закрепить и второй конец (без натяжения) на случай, если первый порвется или развяжется узел. Весла и все дельные вещи надо вынуть из тузика перед буксировкой. Надувной тузик также можно буксировать, но при этом его нос должен быть поднят из воды и надежно привязан к транцу яхты. Однако если из надувного тузика выпустить воздух, его легко хранить, привязав рядом со спасательным плотом на крыше рубки.

Типы тузиков

Яхтенные тузики делят на две группы: надувные (см. слева) и жесткие (см. справа) — обычно деревянные или из стеклопластика. Независимо от типа тузик должен быть небольшим и сравнительно легким, чтобы было удобно его хранить, а также достаточно вместительным, обеспечивающим безопасную перевозку четырех человек. Надувной тузик наполняют воздухом при помощи ножного насоса и хранят обычно в спущенном состоянии на палубе. Жесткий тузик буксируют, если размеры яхты не позволяют разместить его на палубе

ПОСАДКА И ВЫСАДКА

При посадке в тузик или высадке из него необходимо соблюдать осторожность, чтобы не допустить его опрокидывания. После спуска тузика на воду надо привязать его около вант к леерной стойке или палубной утке. Тот, кто будет сидеть на веслах, сходит в тузик первым, ступая в район миделя, и занимает место на центральной банке. Ему передают сначала весла и спасательные принадлежности, а потом другие предметы для транспортировки. Затем остальные члены команды сходят один за другим и сразу же садятся, уравновешивая тузик. Сидящий на веслах вставляет одно весло в уключину, один из членов команды отвязывает концы и отталкивает тузик от борта яхты. После этого нужно быстро вставить второе весло в уключину. При высадке из тузика все повторяют в обратном порядке.

ВЕС КОМАНДЫ 

Тузики обоих типов довольно неостойчивы, поэтому особое внимание следует уделять распределению в них веса команды. Старайтесь разместить с каждого борта примерно одинаковый вес, так чтобы не было крена. Не рекомендуется находиться в тузике в положении стоя дольше, чем это нужно, так как общий центр тяжести должен быть как можно ниже. Не следует перегружать тузик -лучше сделать лишний переход, чем рисковать опрокинуться.

КАК ГРЕСТИ НА ТЕЧЕНИИ

Пересекая течение на тузике, надо следить, чтобы вас не снесло. Особенно это относится к надувному тузику, который труднее контролировать, чем жесткий. Планировать свой курс следует с учетом дрейфа (сноса) по течению. Гребя против течения, лучше всего как можно дольше держаться на мелководье, где течение слабее, затем повернуть и выйти к намеченной цели кратчайшим путем.

КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК

Прежде чем отправиться в плавание, следует проверить наличие на борту необходимого снаряжения, личных вещей, спальных принадлежностей, воды и топлива. Даже планируя выход всего на несколько часов, надо предусмотреть дополнительный запас продовольствия и снаряжения на случай непредвиденной задержки или отказа какого-либо оборудования яхты. Основные предметы снаряжения перечислены ниже, но каждый капитан, как правило, дополняет этот список. Очень полезно составить перечень необходимых предметов и проверять его перед началом каждого плавания. Обеспечение безопасности плавания должно стоять на первом месте, поэтому надо убедиться, что на борту достаточное количество спасательных жилетов, страховочных поясов и спасательный плот, вмещающий всех членов команды. На борту всегда должны быть сигнальные огни (ракеты, фальшфейеры), огнетушитель и аптечка первой помощи, а также навигационные инструменты, карты и пособия, инструменты для проведения экстренного ремонта и запчасти основного снаряжения яхты.

  • Страховочные пояса
  • Спасательные жилеты или индивидуальные средства плавучести
  • Спасательный плот
  • 12 сигнальных огней (разных)
  • Туманный горн (сигнал)
  • Спасательные круги со световыми сигналами и плавучими якорями
  • Спасательная веха.
  • 3 огнетушителя и 1 противопожарная кошма
  • Медицинская аптечка
  • Водонепроницаемые ручные фонари с запасными батарейками и лампами
  • Радиостанция
  • Бинокли
  • Запасной баллон с газом
  • Запасная ручка лебедки
  • Запасная ручка осушительной помпы
  • Запасные лампы для навигационных огней
  • Навигационные инструменты
  • Таблицы приливов и отливов и другие справочники
  • Карты
  • Лоции
  • Пластиковое ведро и талреп
  • Запасные буксирный канат, шкоты, блоки, скобы
  • Запас консервов и сублимированных продуктов
  • Вода в отдельной емкости
  • Набор инструментов, тонкий линь, свайка, парусные иглы и перчатки
Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.