МОРСКОЙ ПОРТАЛ BAVARIA YACHTS ВЫПУСКАЕТ НОВЫЙ 40 ФУТОВЫЙ КРУИЗЕР
СОЗДАНА АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУПЕРЪЯХТ
ГОНКА ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ
Последнее обновление:
21 февраля 2011

Разработка и поддержка сайта - Алгософт мультимедиа

Б.Бонд. Справочник яхтсмена: Глава 49

КАРТЫ

Очень важно иметь современную (откорректированную) карту. При отсутствии карты у вас мало шансов пройти безопасно по намеченному маршруту, если этот район не знаком вам по долгому опыту плавания.

Карты, составляемые гидрографическими службами большинства стран, содержат как новую, так и старую информацию. Карты выпускают также коммерческие фирмы. На основании тех же источников они печатают менее детальные, более похожие на сухопутные карты, с которыми - гораздо легче обращаться. Зачастую для передачи информации используют цвет. Однако официальные карты стандартного размера и формата обычно содержат больше информации. Самый лучший вариант - иметь главную карту, составленную гидрографической службой, и дополнительно коммерческие карты.

Поскольку карта плоская, изображение поверхности Земли немного искажается. Навигационные карты составляют в основном в меркаторской проекции.

Масштаб, в котором выполнена карта, может быть мелким, средним и крупным. Крупномасштабные карты (планы) используют для гаваней и подходов к ним, средне-масштабные (путевые) - для секторов побережья и коротких морских путей, мелкомасштабные (генеральные) - для морей или их частей. Масштаб и тип карты выбирают в зависимости от предполагаемого района плавания яхты.

Карта содержит множество условных обозначений и большое количество информации, в которой штурман должен хорошо разбираться. Очень мало, кто может запомнить все условные обозначения, поэтому лучше всего иметь на борту специальное пособие по всем используемым условным обозначениям.

Как и наземные, морские карты - результат систематически проводящихся съемок, по которым сверяют старые карты и регулярно издают новые. Любые карты необходимо периодически корректировать: можно сделать это самостоятельно или послать свою подборку карт в соответствующую картографическую службу. В первом случае нужна регулярная официальная информация. В Великобритании „Извещения мореплавателям", публикуемые еженедельно и рассылаемые бесплатно гидрографическим департаментом Министерства обороны, содержат все изменения и уточнения к Адмиралтейским картам и публикациям.

Часть типичной Адмиралтейской карты. Западные подходы к Те-Соленту, 2219

Компасная картушка

В различных местах на карте изображены истинная и магнитная картушки. Они облегчают прокладку истинных и магнитных направлений при помощи параллельной линейки

Широта и долгота

Горизонтальные и вертикальные линии на карте (линии широты — параллели, долготы — меридианы) образуют сетку — систему для определения местоположения. Зная широту и долготу, находят на карте точку, из которой при помощи штурманских инструментов прокладывают курс

Приливные течения

Данные о приливных течениях в нужном районе приводят в таблице где-нибудь на полях карты. Соответствующую точку на карте выделяют ,,приливным ромбом", а в таблице дают скорость и направление течения в этой точке. Метод расчета приливного течения подробно описан на с. 243

002.jpg (46614 bytes)

Нуль карты

Это уровень, от которого измеряют все глубины и осыхающие высоты. На карту нанесены контурные линии на глубинах 10,5 и 2 м. Глубины до 10 м окрашены в голубой цвет, до 5 м — в более насыщенный голубой цвет. Любые участки, которые осыхают, имеют зеленый цвет. При этом, если указаны значения высот от нуля карты в метрах, то подчеркнутые цифры означают осыхаюшие высоты

Буи

Один из самых важных видов информации, которую дает карта, — это тип и положение буев. Здесь показаны буи трех различных видов (более полная информация дана на с.258)

Условные обозначения

Множество обозначений на карте предупреждает об опасности. Типичный знак, показывающий, что в этом месте имеются осыхающие камни, приведен на рисунке внизу

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ НА КАРТЕ

Как известно, положения магнитного и истинного полюсов не совпадают. Направления, показанные магнитным компасом, будут отличаться от истинных направлений, приведенных на самой карте. Разницу в величинах, называемую магнитным склонением, измеряют в градусах; значение ее зависит от района плавания. Обычно внутри рисунка картушки, имеющегося на карте, указана точная цифра склонения для года публикации карты; ее использует для перевода истинных курсов (пеленгов) в магнитные и наоборот. Если магнитный Север лежит к Востоку или Западу от истинного, склонение называют соответственно восточным Е или западным W.

На Адмиралтейских изотонических картах (на рисунке деталь карты 5375 северной части Атлантического океана) указаны значения магнитных склонений в различных районах. Такие карты используют в дальних морских плаваниях 

Истинные направления можно перевести в магнитные (и наоборот) одним из двух способов.

Самый простой способ - положить линейку на картушку и, убедившись, что одна кромка линейки проходит через центр картушки в направлении, которое надо перевести в магнитное, считать значение магнитного курса (пеленга) с картушки. Если карта старая, расчеты могут быть несколько неверными из-за годовых изменений магнитного склонения, но обычно погрешность достаточно мала, чтобы принимать ее во внимание.

Другой метод - расчеты на бумаге -нельзя всецело рекомендовать, так как трудно гарантировать, что расчеты будут точны. Они кажутся достаточно простыми, но если ошибочно сделать сложение там, где нужно вычитание, получится катастрофически неверное значение. Однако, если расчеты необходимы, нужно знать как их производить. При западном W склонении, переводя истинное направление в магнитное, величину склонения прибавляют, а исправляя магнитное в истинное - вычитают. При восточном Е склонении все делают наоборот: переводя из истинного в магнитное- величину склонения вычитают, исправляя магнитное в истинное - прибавляют.

РАБОТА С КАРТОЙ

При прокладке курсов на карте можно работать или с истинными, или с магнитными направлениями, но всегда надо быть последовательным. Традиционно штурманов учат работать с истинными направлениями,однако на небольшой яхте в море работа с магнитными направлениями имеет ряд преимуществ (в отечественной яхтенной практике принято все работы на карте вести с истинными направлениями - прим. ред.). Все пеленги и направления по компасу можно прокладывать с учетом любой девиации, используя параллельную линейку или другие прокладочные инструменты (такие, как прокладчик Хурста). Исключение стадии перевода из одних направлений в другие экономит время. На всех картах обычно указывают истинные направления, поэтому их необходимо перевести в магнитные, прежде чем делать прокладку. Штурман должен убедиться, что помогающие ему члены команды знают, с какими направлениями (истинными или магнитными) он работает. Расчеты надо делать на черновике и держать его рядом с картой, чтобы при необходимости их можно было проверить.

НАВИГАЦИЯ В ПРИЛИВНЫХ ВОДАХ

При плавании в приливных водах яхтсмен, прокладывая курс яхты, должен учитывать направление и скорость приливного течения. Объяснение причин возникновения прилива дано на с. 282, но штурмана, конечно же, больше волнует не причина, а следствие. В открытых водах в некоторых районах приливное течение может быть достаточно сильным, и, если его не учитывать, яхта может значительно отклониться от заданного курса. Чтобы правильно спланировать переход, необходима соответствующая свежая информация. Ее публикуют официальные организации, такие, как Адмиралтейство и коммерческие службы, в виде карт, атласов приливно-отливных течений и таблиц приливов. Умение ими пользоваться -существенная часть работы штурмана.

Карта района дает информацию о скорости и направлении приливного течения. Эта же информация приведена в таблицах (карманах) на полях карты и относится к направлению и скорости прилива в различных точках (см. с. 240) во время максимального подъема воды в определенном порту, называемом стандартным. Чтобы узнать, каковы скорость и направление прилива в любое время и в любой точке района, показанного на карте, необходимо сначала выяснить время максимального подъема воды в этот день в стандартном порту, отмеченном на карте. Если, например, время полной воды в стандартном порту 12.30, а надо узнать скорость и направление приливного течения в 14.30, придется учесть разницу в 2 ч. Из данных таблицы для интересующего района штурман найдет скорость и направление течения на расчетный момент времени. На картах указывают истинное направление течения и два значения скорости - для сизигийного и квадратурного приливов, поэтому штурман должен использовать в расчетах некоторую среднюю величину.

Атлас приливов также содержит сведения о направлении и скорости прилива, но обычно для более широкого района. В атласе приливов для стандартного порта района стрелками показано направление приливного течения. На отдельной странице приведены данные для каждого часа за 6 ч до и через 6 ч после полной воды в стандартном порту. Рядом со стрелками указывают два значения скорости прилива (сизигийного и квадратурного), которые могут быть записаны двумя способами: например, скорость 2,5 уз - как 2,5 или 25.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АТЛАСОМ ПРИЛИВОВ

Сначала штурман должен выяснить, на какой стандартный порт ссылается атлас. Затем, воспользовавшись таблицами приливов, определить, в какое время в стандартном порту полная вода. Предположим, что в 1S.OO. Запишите это на соответствующей странице и отметьте часы до и после высокой воды на предшествующей и последующей страницах. Когда понадобится выяснить скорость приливного течения в любое время, штурман просто открывает страницу с указанием ближайшего времени. Важно знать, что час полной воды продолжается с 14.30 до 15.30 и т. д.

Деталь страницы (см. справа) атласа приливов через 5 ч после полной воды. Информация, приведенная вверху, напечатана на полях страницы

ПРОКЛАДКА КУРСА

Знание основ судовождения дает возможность привести яхту из одного места в другое с помощью имеющихся в распоряжении приборов, карт и пособий. Штурман должен определить заранее генеральное направление, по которому предстоит вести яхту, чтобы достичь пункта назначения. Это называют предварительной прокладкой курса. Когда яхта легла на курс, штурман должен периодически проверять, действительно ли яхта следует верным курсом, а также при желании в любое время определять местоположение яхты. Проверку осуществляют одним из двух способов: обсервацией или по счислению пути (см. с. 247). Первый способ более точный, но не всегда возможно его использование. Счисление пути по технике аналогично прокладке курса на карте. Самые последние координаты яхты определяют на основании предыдущего местоположения и записанной информации о пройденном пути. И счисление, и прокладка курсов требуют использования карт, атласа приливов, картографических атласов или лоций, показаний лага и компаса, а также основных прокладочных инструментов. Счисление и прокладка курсов - обычно краеугольный камень навигации, поэтому яхтсмен должен практиковаться в прокладке курсов и измерении расстояний до тех пор, пока он не изучит все детально и сможет легко и уверенно пользоваться прокладочными инструментами. При работе с картой штурман может использовать для прокладки курса истинные или магнитные направления. Право выбора остается за штурманом, хотя при плавании на малой яхте рекомендуются магнитные направления, поскольку это упрощает работу.

При использовании любого метода штурман всегда должен действовать последовательно, иначе может произойти ошибка. Особенное внимание надо обращать на условные обозначения и сокращения, чтобы прокладка курса была ясна и штурману, и любому из его помощников на борту яхты.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ПРОКЛАДКА ЛИНИИ ПУТИ

На первой стадии прокладки курса на карте штурман проводит карандашом линию от пункта выхода до пункта назначения. Эту линию называют линией пути. Однако в большинстве случаев идти по прямой линии невозможно, приходится лавировать (см. с. 252).

Рассмотрим ситуацию, когда можно держать прямой курс под двигателем или под парусами с попутным ветром. На рисунке справа линия пути проложена между двумя точками: выхода А и пунктом назначения В. Чтобы правильно рассчитать курс,, надо учесть все факторы, которые могут заставить яхту отклониться от требуемого направления. Сделав соответствующие поправки, штурман прокладывает курс, на котором нужно удерживать яхту, чтобы привести ее в пункт назначения.

ДРЕЙФ

Один из факторов, который необходимо учитывать при определении действительного курса, - это дрейф яхты. Угол дрейфа зависит от направления вымпельного ветра: на курсе крутой бейдевинд дрейф яхты будет больше, чем на галфвинде. Тип вооружения и обводы корпуса яхты также влияют на угол дрейфа. Современные хорошо управляемые яхты дрейфуют мало, однако небольшая яхта с высоким надводным бортом и малой осадкой может иметь достаточно заметный дрейф. Чтобы оценить дрейф, возьмите пеленг на кильватерную струю яхты, пользуясь ручным компасом-пеленгатором, и сравните его с курсом яхты.

Большинство современных яхт имеют дрейф от 2 до 6° на крутом бейдевинде. Фактическая линия, по которой идет яхта, известна как линия пути, или путевой угол (ПУ); разница между ПУ и ИК есть угол дрейфа (а = ПУ - ИК).

Отметьте разницу между истинным курсом и линией пути

УЧЕТ ТЕЧЕНИЙ

Приливные течения и течения, вызванные другими факторами, - обычно основная причина отклонения яхты от заданного курса. Чем сильнее течение и медленнее идет яхта, тем больше влияет течение на скорость яхты относительно дна. В простых случаях(см. рисунок справа) направление течения параллельно курсу яхты. Предположим, собственная скорость яхты 4 уз, а скорость течения 1 уз Если течение имеет встречной направление, скорость яхт ы относительно дна будет всего 3 уз, в то время как при попутном течении она составит 5 уз. Следовательно, если направление течения параллельно курсу яхты, то истинный курс и линия пути совпадают, при этом течение оказывает влияние на скорость яхты. Чтобы выяснить, сколько времени займет переход яхты на таком течении, надо длину пути яхты разделить на ее скорость относительно дна. На рисунке слева внизу показано влияние течения, направленного под углом к линии пути яхты.

ПРОКЛАДКА С УЧЕТОМ ТЕЧЕНИЯ

Прокладка требуемого пути АВ и вектора течения АС для определения истинного курса CD. Введя поправку на дрейф от ветра, если он есть, получите истинный курс, который надо перевести затем в компасный (КК) 

Штурман начинает прокладку курса с проведения на карте линии пути между пунктами выхода А и назначения В. По таблицам приливов найдите направление и скорость приливного течения для соответствующего времени: в данном случае направление течения 120°, а его скорость 1 уз. Из точки А проведите линию под углом 120° и отложите на ней в масштабе скорость 1 уз. Получите точку С, куда прилив отнес бы яхту, если бы она дрейфовала в течение 1 ч. Пусть собственная скорость яхты 4 уз. Используя тот же масштаб (величину мили снимают измерителем с боковой шкалы карты на данной широте), разведите циркуль на 4 М и, поставив ножку циркуля в точку С, прочертите дугу так, чтобы пересечь линию АВ или ее продолжение в точке D. Соединив точки С и D, измерьте направление CD (угол между линией СО и меридианом) транспортиром или параллельной линейкой. Это и будет истинный курс, которым должна пойти яхта. Следует отметить, что яхта никогда не проходит точку С - она следует по линии пути АВ. Скорость яхты относительно дна определяется отрезком АО. Чтобы еще точнее задать курс рулевому, надо ввести дополнительную поправку на дрейф от ветра и, конечно, учесть склонение и девиацию.

УЧЕТ БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ

В большинстве случаев во время перехода длительностью более 1 ч яхта подвергнется воздействию как прилива, так и отлива, что можно учесть одним из двух способов. Проведя линию пути на карте {АВ), проверьте, нет ли с обеих сторон каких-либо опасностей, которые ограничат маневрирование. Определите направление и скорость прилива в течение первого часа. Проложите его от точки А. Определите курс CD. Повторите процедуру для каждого следующего часа перехода. Каждый курс переведите в компасный с поправками на дрейф от ветра, склонение и девиацию. При отсутствии особых опасностей можно воспользоваться альтернативным методом. Оцените, насколько длительным будет переход -допустим, 4-часовой. От точки А отложите вектор скорости приливного течения на первый час. Из полученной точки проведите вектор на второй час и т. д. Отложив четыре вектора скорости приливного течения, получите точку С. Разведите ножки циркуля на расстояние (в масштабе), которое по вашим оценкам пройдет яхта за это время. Поставив ножку циркуля в точку С, начертите дугу до пересечения с линией АВ. Вы получите линию СВ, которая и будет истинным курсом для всего перехода.

Истинный курс находят для каждого часа пути

Курс определяют сразу для всего пути

Предыдущая глава |  Оглавление  | Следующая глава
НОВОСТИ
ТрансАтлантика со всеми остановками
20 февраля 2011
Весенняя ТрансАтлантика. Старт 09.04 с Сент Люсии. Марщрут: Сент Люсия(старт-09.04) - Багамы(23.04) - Бермуды(30.04) - Азоры(13.05) - Гибралтар(22.05) - Майорка(финиш 28.05).
Открылось ежегодное бот- шоу в Палм Бич
31 марта 2008
27 марта этого года открылось 23-е ежегодное бот-шоу в Палм Бич (Palm Beach), Флорида - одно из десяти крупнейших бот-шоу в США.
Вокруг света...
14 февраля 2008
Американский писатель Дэвид Ванн надеется последовать по пути Фрэнсиса Джойона и совершить кругосветное путешествие, поставив новый рекорд на 50-футовом алюминиевом тримаране.
Завтрак на вулкане
27 декабря 2007
Коллектив МОРСКОГО ПОРТАЛА с гордостью сообщает, что вышла в свет книга одного из наших авторов, Сергея Щенникова, пишущего под псевдонимом Сергей Дымов
В кругосветке Volvo Ocean Race уже семеро!
14 декабря 2007
На данный момент в гонке Volvo Ocean Race, которая в октябре следующего года стартует в испанском портовом городе Аликанте, подтвердили свое участие семь яхт.