Эрик Твайнейм "Стартовать, чтобы побеждать".: Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемая вниманию читателя
книга английского яхтсмена Эрика Твайнэйма «Стартовать, чтобы побеждать»
выдержала в Англии уже три издания (1973, 1975 и 1976 гг.). Ее появление было
весьма положительно встречено прессой. Например, ведущие яхтенные журналы
оценили эту книгу так:
«Эрик Твайнэйм не только написал
один из лучших учебников потактике гонок, но и дал основы управления
яхтой при любой погоде. Книга прекрасно иллюстрирована». («Яхтинг энд Боутинг
Уикли»).
«Первоклассная книга для рулевых
гоночных динги» («Яхте энд Яхтинг»).
«Чрезвычайно полезная книга для
среднего клубного гонщика... Твайнэйм ухитрился удивительно просто представить
искусство побеждать... Гоночные правила толкуются отлично». («Яхтинг уорлд»).
Заслужить такие отзывы при большом
количестве книг, издаваемых в Англии по вопросам техники и тактики парусных
гонок, совсем не просто. И, конечно, это прежде всего объясняется действительно
высоким качеством книги.
Несколько слов об авторе Эрик
Твайнэйм сравнительно молод. Он родился в 1942 году, по образованию—инженер.
Парусом начал заниматься с девяти лет; осваивать теорию паруса ему во многом
помогли занятия яхтенным моделизмом и авиационным спортом.
Сам он неплохо выступал в гонках,
был капитаном сборной команды английских университетов, участником и призером
ряда крупных соревнований (в частности, выиграл ряд кубков в классе «Файрфлай»,
был победителем открытого первенства Англии в классе «Лазер»), был тренером
олимпийской сборной Англии. Твайнэйм написал также книги «Командные гонки на
динги» и «Гоночные правила для рулевого», часто выступал в журналах со статьями
по технике, тактике и теории парусного спорта.
Все это, вероятно, способствовало
созданию хорошей и не совсем обычной книги по технике и тактике парусных гонок.
Она, как пишет автор, «написана для среднего рулевого, который, быть может,
никогда не будет участвовать в олимпийских гонках, но хочет выигрывать гонки на
первенство клуба, а может быть, и на первенство страны. Поэтому основное
внимание уделено мастерству рулевого».
Необычность книги состоит прежде
всего в нестандартности расположения и изложения материала: обычно в книгах по
технике и тактике материал расположен как бы в последовательности гонки:
настройка, старт, лавировка, полные курсы, знаки, финиш. В книге Твайнэйма этот
порядок не соблюден, материал в большинстве случаев расположен в соответствии с
его важностью, значимостью, и это помогает лучше осмыслить и «разложить по
полочкам» все детали обстановки парусной гонки. Автор приглашает читателя
научиться принимать решения, а не навязывает ему стандартные рецепты.
Книга написана главным образом
применительно к гонкам на динги — малых швертботах, которые с давних пор
чрезвычайно распространены в Англии и которые в последние годы и у нас в стране
составляют самую многочисленную часть яхтенного флота. Однако думается, что и
яхтсмены, плавающие на других гоночных яхтах, найдут в ней много интересного и
полезного для себя.
Своеобразно, доступно и удобно для
пользования разбирает автор основные пункты гоночных правил (глава 10). Очень
интересна глава 9 — «Техника протеста» — значение ее трудно переоценить.
Новый материал для советских
яхтсменов — раздел, посвященный описанию так называемого «старта через ворота»,
над применением которого следовало бы подумать и судьям, и организаторам гонок,
в которых стартует много яхт.
Одни классы динги, о которых пишет
автор, хорошо известны в нашей стране («Кадет, «5—0—5», «Оптимист», «Лазер»),
другие представляют национальные английские и международные классы с длиной от 4
до 5,5 м. К примеру, класс «Файрфлай» — английский национальный монотип-одиночка
был олимпийским классом на Олимпиаде 1948 г. (за всю историю олимпиад это был
единственный швертбот-одиночка с вооружением шлюп).
Думается, что советским яхтсменам
будет интересна и полезна эта книга.