Романтика
парусного спорта всегда привлекала к себе
людей. Однако стоимость яхты, да и, пожалуй,
необходимость добираться до места стоянки
2—3 часа зачастую охлаждали даже самые
горячие сердца энтузиастов.
Так
продолжалось многие десятилетия. И вот в
начале 70-х годов в мир парусного спорта
буквально ворвался новый снаряд — парусная
доска. Своеобразие этого снаряда таково,
что на первых порах его даже не признавали
за парусное судно. Спортсмен здесь стоит на
узкой и довольной длинной доске и управляет
ею, манипулируя мачтой, соединенной с
палубой при помощи шарнира. Именно парус на
мачте выполняет роль и движителя, и руля.
Устройство
парусной доски настолько просто, что цены
на промышленные экземпляры вполне доступны,
а если нет возможности купить ее в магазине,
то совсем несложно группе в 3—5 человек
сделать несколько снарядов самостоятельно.
Есть
у парусной доски и еще одно преимущество.
Хранение ее в межсезонье легко
организовать на балконе городской квартиры
или в гараже, транспортировка к месту
отдыха или соревнований тоже не
представляет никакой трудности. На верхнем
багажнике "Жигулей" свободно можно
разместить 2—4 комплекта парусных досок;
можно перевозить ее на прицепе за
велосипедом или сдать в багажный вагон
поезда. Ну а для катания на этом мини-паруснике
достаточно водоемы глубиной около метра.
УРОК
1.
Устройство парусной доски
Основные
части и размеры парусной доски обозначены
на рис.1—3. Этот снаряд имеет обтекаемую
форму, чем-то напоминает крыло планера или
самолета. Но так кажется только с первого
взгляда. На самом деле форма корпуса
выбрана специально для плавания по воде.
Изготавливают корпус из различных
материалов: современных пластмасс (полистиролов,
полиэтиленов, стеклопластика и т.п.). Мачту с
гиком-уишбоном устанавливают на палубу при
помощи универсального шарнира, который
позволяет мачте с парусом вращаться во всех
направлениях и отклоняться от вертикали
более чем на 90°. Парус обычно имеет площадь
5—6 кв.м. В средней части корпуса установлен
шверт. Шверт бывает поворотного и
кинжального типов. Для стабилизации
движения по курсу в корме устанавливают
небольшой неподвижный плавник — скэг. Для
удобства управления и снаряжения парусной
доски имеется целый ряд дополнительных
устройств, но их может и не быть.
Снаряжение
В
большинстве районов нашей страны из-за
климатических уело вий сезон занятий
виндсерфингом может длиться всего 3—4
месяца, продлить его до полугода и более
можно при наличии гидрокостюма (рис.4).
Состоит он из брюк, куртки, шлема и сапожек.
Наиболее
часто спортсмены надевают брюки от
гидрокостюма и так называемую ветровку.
Такая одежда предохраняет спортсмена от
перегрева, обдувания ветром и излишних
потерь тепла. В более холодную погоду
нелишне под ветровку надеть облегающий
шерстяной свитер. Многие ошибочно полагают,
что при температуре воды около 4—5°
гидрокостпом плохо предохраняет тело.
Смеем вас заверить, что глубокой осенью при
сильном ветре, когда требуется мобилизация
всех сил для борьбы со стихией, вас больше
будет беспокоить чрезмерная жара.
Гидрокостюм
должен плотно облегать фигуру, но в то же
время не стеснять движений и не затруднять
кровообращения. Следует иметь в виду, что
при физических нагрузках объем мышц
несколько увеличивается. На ноги поверх
резиновых сапожек обязательно надевают
кеды. Кеды, во-первых, продлят срок службы
сапожек, во-вторых, предохранят ноги от
нежелательных проскальзываний по мокрой
палубе, в-третьих, в кедах и сапожках легче
сохранить ноги в тепле.
Обязательным
в снаряжении является также спасательный
жилет (рис.4). Прежде чем спустить парусную
доску на воду, надо надеть спасательный
жилет. Управление парусным спортивным
судном без спасательного жилета
недопустимо!
УРОК
2.
Основные
курсы парусников
Виндсерфинг
— вид парусного спорта. И, как в любом виде
спорта, в нем есть своя терминология. Чтобы
в дальнейшем вам легко было понимать друг
друга, познакомьтесь с некоторыми
понятиями.
Как
бы вы ни располагались на воде, ветер будет
дуть с какой-нибудь одной стороны В
зависимости от направления движения
относительно ветра различают основные
курсы: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и
фордевинд.
Курс
бейдевинд — это когда виндсерфер движется
навстречу ветру, но никак не против ветра!
Одним
словом, бейдевинд — такой курс, когда ветер
дует спереди-справа или спереди-слева. Если
ветер дует прямо спереди, такой курс
называют нежно "левентик". Положение
"левентик" яхта проходит при
выполнении поворота оверштаг.
Зачастую
бывает так, что парусник движется точно
бортом перпендикулярно к
направлению ветра. Такой курс называют
галфвинд — в переводе с голландского это
означает полветра.
Ну
а когда виндсерфер идет по ветру? Такой курс
носит название бакштаг — ветер дует сзади-слева
или сзади-справа. Когда ветер дует точно с
кормы, курс называют фордевинд.
Как
вы заметили, в какую бы сторону ни двигалась
парусная доска, курсы ее получают
наименование от того, с какой стороны дует
ветер. Только к названиям "бейдевинд",
"галфвинд", "бакштаг" добавляют
"правого галса", если ветер дует справа,
и "левого галса", если ветер дует слева
(рис.5).
Каждого
из вас наверняка заинтересует вопрос,
откуда берутся силы, способные разогнать
виндсерфер до больших скоростей?
Посмотрите
на рис.6. Как видите, перед мачтой поток
воздуха как бы растекается на две части:
одна часть со стороны выпуклости (подветренная
— Sп), другая — со стороны вогнутости (наветренная
— Sн). На подветренной стороне площадь
потока воздуха уменьшается из-за
выпуклости паруса, а по закону Бернулли
скорость его соответственно
увеличивается. Следовательно, давление в
потоке уменьшается. На наветренной стороне
паруса увеличение площади сечения потока
приводит к увеличению давления (Рн > Ратм). Примерно так воздействует набегающий
поток на крыло самолета. Таким образом, на
одной стороне паруса образуется разрежение,
а на противоположной — повышенное давление.
Именно эта разность давлений и создает тягу
паруса. Равнодействующая этих сил (F)
получила название аэродинамической силы.
Представьте
себе, что вы стоите на парусной доске,
которая равномерно и прямолинейно движется
курсом b по отношению к ветру. Эта
ситуация изображена на рис.7 Правда,
несколько упрощенно. Если взглянуть с
палубы повнимательней, то можно заметить,
что парусная доска движется немного под
углом, этот угол S называют углом дрейфа.
Сила тяги (Fx) , направленная вперед,
уравновешивается силой сопротивления (Rx). А
сила дрейфа (F), направленная
перпендикулярно, уравновешивается силой
бокового сопротивления (Ry).
Внимательно
посмотрите на рисунок, и вы сразу заметите,
что аэродинамические силы и силы
сопротивления приложены в разных точках: ЦП
— центр парусности и ЦБС — центр бокового
сопротивления.
Естественно,
что возникающие моменты сил
уравновешиваются усилиями спортсмена.
Изменяя величину этих моментов и их
направление, можно без труда управлять
направлением движения виндсерфера только
наклонами мачты в разные стороны. Как это
происходит? Спортсмен смещает точку
приложения аэродинамических сил (ЦП) по
отношению к точке приложения
гидродинамических сил
(ЦБС) и управляет движением парусной доски,
совершая раз личные маневры.
Порой
зрители, стоя на берегу, удивляются, что
парусник движется как-то странно
относительно ветра. Дело в том, что рулевой
виндсерфера ощущает не тот ветер, что
неподвижный наблюдатель (истинный ветер), —
на движущемся судне парус реагирует на
кажущийся (вымпельный) ветер Вымпельный
ветер складывается из истинного ветра и
набегающего потока благодаря движению виндсерфера. Именно поэтому вымпельный ветер
меняется по величине и направлению в
зависимости от скорости и курса
виндсерфера (рис.8, д).
Как
же правильно располагать парус
относительно вымпельного ветра?
Оказывается, тяга паруса наибольшая, если
передняя часть профиля паруса
располагается по касательной к направлению
вымпельного ветра. На рис.8, б показано, что
именно в этом положении передней кромки
паруса к ветру полная аэродинамическая
сила паруса (F), приложенная к центру
парусности (ЦП) и спроектированная на центр
бокового сопротивления (ЦБС), дает
максимальную тягу (Fx) и наименьший дрейф (Fy)
— снос под ветер. При перебранном парусе
даже более полная аэродинамическая сила
паруса (F) дает меньшую тягу (Fx, ) и резко
возрастающий дрейф (Fy,). При недобранном
парусе (рис.8,в) передняя кромка
заполаскивает, действующий центр
парусности смещается назад. В этом случае
из "работы" исключается вся передняя
часть паруса и соответственно уменьшается
тяга.
Практически
надо следовать правилу: всегда держать
переднюю кромку паруса на грани заполаскивания
(рис.8,г) Это правило справедливо на всех
курсах, кроме
фордевинда, когда парус надо располагать
перпендикулярно к ветру.
Величина
силы тяги зависит не только от положения
паруса относительно ветра, но и в
значительной степени от его формы. Чем
более сильный ветер, тем более плоским
должен быть профиль у паруса.
УРОК
3.
Как
управлять виндсерфером?
Доска
под парусом, как и любой другой парусник,
может совершать определенные маневры
приведение к ветру (разворот носом в ту
сторону, откуда дует ветер), уваливание (разворот
в ту сторону, куда дует ветер) Обратимся еще
раз к рис 7. Как видим, для прямолинейного
движения — курсом бейдевинд — ЦП должен
быть расположен на одной вертикали с ЦБС
Чтобы парусник повернулся носом по ветру —
увалялся, надо так переместить ЦП
относительно ЦБС, чтобы появился вращающий
момент (рис 9). Иными словами, мачту надо
наклонить вперед, а положение паруса
относительно ветра сохранить, поддерживая
его наибольшую тягу. Маневр приведения
состоит в том, чтобы создать вращающий
момент, разворачивающий парусник носом
против ветра Это достигается наклоном
мачты назад.
Если
парусная доска движется курсом галфвинд (перпендикулярно
к ветру), то маневрирование совершают
несколько иначе управляющие моменты
создают наклонами мачты на ветер к лед ветер.
Это хорошо видно на рис.10.
Свои
особенности при маневрировании и на полных
курсах, когда ветер дует с кормы На рис.11
видно, что маневры уваливания и приведения
носят несколько условный характер, однако
на практике вы легко научитесь различать
их.
Освоив
маневрирование при прямолинейном движении,
научитесь водить парусную доску змейкой на
любом из перечисленных кур сов (см рис. 12, б),
приступайте к разучиванию поворотов
оверштаг и фордевинд Поворот оверштаг
совершают, когда парусник идет острым
курсом и пересекает линию ветра носом, а
фордевинд — на полных курсах, когда корма
пересекает линию ветра.
Практически
же изменяют направление движения
виндсерфера (курс относительно ветра) в
основном наклонами мачты в диаметральной
плоскости в направлении носа или кормы.
Управляющее устройство передается на
мачту с парусом через гик (рис.12,д). Если
гик держать примерно параллельно
поверхности воды, мачта занимает
вертикальное положение
— сохраняется прямолинейное движение. Если
наклонить гик. а одновременно с ним и мачту
к « носу, виндсерфер начнет поворачиваться
в ту сторону, куда дует ветер (уваливаться),
т.е. совершать плавное дугообразное
движение под ветер. Если наклонить мачту к
корме, то виндсерфер начнет плавно
поворачивать в ту сторону, откуда дует
ветер (приводиться) .
Таким
образом, наклонами мачты к корме и к носу
можно изменять направление движения виндсерфера
в довольно больших пределах. Если выполнять
эти маневры попеременно, то можно проходить
трассы типа слаломной (рис 12,6). Иногда
выполняют маневры подбиранием и потравливанием
паруса с одновременным перемещением массы
спортсмена (рис.12,в).
УРОК
4.
Правила
расхождения парусников.
Освоив
основы теории, вы, естественно, зададите
себе вопрос" кто должен уступать дорогу,
а кто пользоваться преимуществом?
Виндсерфер,
как и любое самодвижущееся транспортное
средство, должен подчиняться определенным
правилам движения. Главное правило для всех
парусников: следующий
правым галсом (когда ветер дует в правый
борт) виндсерфер имеет право дороги. Это
значит, что такому судну должны уступить
дорогу все парусники, следующие левым
галсом (рис. 13 г и б). В случае, если на
пересекающихся курсах встречаются два
виндсерфера, следующие одним галсом,
наветренный (тот, который выше по ветру)
уступает дорогу подветренному (рис. 13,г и д).
Как
известно, парусники имеют право дороги
перед моторизованными судами, однако не
следует злоупотреблять этим правом, исходя
из соображений собственной
безопасности. Виндсерферам, кроме того,
категорически запрещается выходить на
судовой ход транспортного флота и
пассажирских судов.