Аналитики сходятся во мнении, что туристический рынок России и стран СНГ растет намного быстрее, чем экономика страны в целом. Несмотря на глобальные катаклизмы, ежегодный прирост за последние годы составляет 20-25% в год. Так, по экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC), опубликованным в марте, в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг должен удвоиться.
Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов. Быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Динамика российского туррынка свидетельствует, что в 2004 году туристический поток из России увеличился на 16 процентов и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2005 году вырос еще на 3,5 процента до 6,8 миллиона. За I полугодие 2006г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г.
В результате анализа мониторинга экономической ситуации России, подготовленном Минэкономразвития (МЭРТ) РФ, объем туристических услуг с января по сентябрь 2006г. вырос на 18% - до 33,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3%. Только в Москве сейчас функционирует около 3000 туристических агентств.
При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличился интерес зарубежных туристов к посещению России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2006г. выросло по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 10,8%.Расходы на поездки за рубеж при этом увеличились почти на 12%. При этом поток въезжающих в Россию иностранцев, которые тратят в стране все меньше, за 2005 год сократился на 16,6 процента до 2,3 миллиона человек.
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по подсчетам аналитиков 55-60% всего рынка (по количеству туристов).Сегмент дорогого отдыха по оценкам специалистов занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка.Доля независимых туристических агентств на российском рынке туристических услуг составляет 70%, доля сетевых туристических агентств – 30%.