Русским предлагают отдыхать по-другому. Сотни тысяч россиян в скором времени будут бороздить моря и океаны на огромных круизных лайнерах.
Так полагает представитель крупнейшего в мире круизного холдинга Carnival Corporation вице-президент компании Carnival Cruise Lines Джеффри Уайнсток. По его словам, продажи круизов в нашей стране идут «взрывными» темпами. «Здесь происходит что-то чрезвычайно интересное, я должен это увидеть - именно поэтому я приехал в Россию».
Мировой круизной индустрии всего 30 лет. Причем наиболее активно она начала развиваться лишь последние десятилетия. Среднестатистическому пассажиру круизного лайнера, по словам г-на Уайнстока, 49 лет, он состоит в браке, его средний доход 71 тысяча долларов в год. В основном в путешествие по волнам пускаются принадлежащие к поколению «беби-буммеров» - те, кто появился на свет после Второй мировой войны, когда на Западе был всплеск рождаемости. «У наших родителей не было возможности отдохнуть, а мы хотим получать удовольствие здесь и сейчас», - поясняет Джеффри Уайнсток.
В этом году холдинг Carnival одним из приоритетных направлений объявил Россию. Интерес крупнейших компаний к нашей стране понятен. Круизы - самый быстро растущий сектор в туризме. Однако в США несмотря на то, что за прошлый год количество пассажиров увеличилось по сравнению с позапрошлым годом на 4,2%, темпы роста постепенно снижаются, тогда как в Европе за 2006 год количество пассажиров увеличилось на 27,7%, и эта цифра растет каждый сезон.
«Некоторые люди не хотят ехать в круизы, потому что считают их слишком американскими: много неона, примитивная еда, однако так было в 80-е годы», - говорит вице-президент Carnival Cruise Lines и с гордостью демонстрирует на экране спокойный нейтральный классический интерьер кают. Лучшие шоу-программы мира и разнообразные танцевальные клубы, сигарные клубы и спортивные площадки, искусственный загар и отбеливание зубов по новейшим технологиям - в плавучем городе возможно все. Каждый год разрабатываются маршруты, появляются новые порты отправления, улучшается сервис на борту.
По словам президента Российского союза туриндустри Сергея Шпилько, круизные туристы на сегодняшний день составляют не более 5-7% от общего объема туристического рынка. При этом у российских компаний, занимающихся круизами, продажи растут на 25-45% в год. «Это конкурентноспособный продукт и его доля на рынке будет увеличиваться», - утверждает Сергей Шпилько.
Однако в нашей стране круизные корпорации поджидает ряд проблем. Так президент РСТ обратил внимание, что наши граждане еще мало знают о морских круизах. Большинство тех, кто может себе позволить отдых за границей, не рассматривают этот вид путешествий как реальную альтернативу отдыху на курортах мира.
Помимо этого западным продавцам круизов придется преодолевать нашу нелюбовь планировать отдых заранее. Если на Западе каюты распродаются за год до начала путешествия, то наши люди, по свидетельству Джеффри Уайнстока, пытаются приобретать путевки менее чем за три месяца и порой попадают к шапочному разбору.
Сегодня отправляющиеся в круиз россияне выбирают дорогие и престижные каюты с балконом, видом на океан или сьюты с джакузи. «Это очень привлекательный сектор, - улыбаясь обращается Джеффри Уайнсток к агентам, - в круизы ездят богатые люди». Однако понятно, что задача туркомпаний сделать продукт более массовым. На кого они могут рассчитывать?
По данным Росстата РФ, у 74% населения России среднемесячный доход составляет 450 долларов и ниже. Согласно старистике ЦРУ США, в среднем в нашей стране на душу населения прихолится 12 тысяч долларов год, тогда так в Америке это показатель составляет 43,5 тысячи. Примерно столько же приходится и на среднего европейца. А США средний пассажир круизного лайнера зарабатывает в два раза больше среднестатистического американца. 97% отправляющихся бороздить водные просторы получает в год не менее 40 тысяч долларов.И тем не менее в США, где более всего поклонников этого вида отдыха (из 12 миллионов человек, путешествующих на круизных лайнеров в прошлом году 83,9% составляют жители Северной Америки) только 15% населения когда-либо принимали участие в путешествиях по морю. При этом сам вице-президент Carnival Cruise Lines не отрицает, что цены неизбежно будут рости, что отнюдь не сделает круизы более доступными Какой процент россиян из тех, кто может себе позволить такой отдых, заинтересуются круизами, сложно сказать.
Западные аналитики отмечают, что именно жители России готовы тратить деньги на путешествия (по этому показателю мы на третьем месте в мире). Дешевые варианты путешествия на круизном лайнере сравнимы по цене с отдыхом в Европе (примерно 1200 доларов на 12 дней). По словам Сергея Шпилько, «стоимость круиза сопоставима с пребыванием в европейской гостинице 4*. Но при прочих равных - это выгодное предложение». То есть этот отдых идеально подходит для того, кто не боится проблем с визой и готов отдать лишние несколько сотен евро за авиабилет до Лондона или Барселоны, откуда отпраляются лайнеры.