По мере того как морское пиратство все больше угрожает торговому и пассажирскому судоходству, активизируются и поиски методов эффективной борьбы с ним. Недавно правительство Сомали обратилось за помощью к нью-йоркской фирме, которая специализируется на защите от пиратов. Ранее аналогичные контракты с той же фирмой заключили Кувейт и Бахрейн.
Международное морское бюро, созданное в 1992 году при Международной Торговой палате в ответ на участившиеся случаи морского пиратства, бьет тревогу: география морского разбоя расширяется, вооружение пиратов становится все совершеннее, а действия – все свирепее. Теперь они не только грабят суда, но и похищают людей, требуя выкупа. Об этом заявил Арилд Мегенер, директор Норвежской ассоциации судовладельцев. А германский яхтсмен Клаус Химпендаль говорит, что нападениям подвергаются не только крупные торговые суда, но и частные яхты.
Если еще недавно основными районами морского разбоя было Южно-Китайское море и Малаккский пролив, то теперь все более опасным становится морской путь вдоль берегов Сомали. Сомалийские пираты хорошо организованны и обучены. Это профессионалы, которые, возможно, ранее служили на флоте или в береговой охране. Они нападают на суда не только в береговой зоне, но и в более чем 300 км от берега.
В ноябре они атаковали океанский лайнер с американскими туристами. Это произошло в 160 км от берега Сомали. Пираты, приблизившись к лайнеру на двух быстроходных катерах, открыли огонь из гранатометов. Команде лайнера удалось отогнать пиратов с помощью оглушающей прямонаправленной «звуковой пушки» и уйти. В том же районе подверглись нападению суда Украины, Таиланда, Тайваня, Мальты. Ранее сомалийские пираты захватили три кенийских судна, которые везли продовольственную помощь от ООН для Сомали.
Глава переходного правительства Сомали Али Геди обратился за помощью к соседним странам, а также к манхэттенской компании Top Cat Marine Security, с которой в конце ноября был заключен 50-миллионный контракт. Американская фирма, специализирующаяся на поставках современнейших патрульных катеров, обязалась в течение двух лет подготовить и вооружить группу морского спецназа, главная задача которого – найти и обезвредить так называемый «корабль-матку». С этого пиратского корабля рассылаются скоростные катера с командой, вооруженной гранатометами, персональными ракетометами, автоматическим оружием.
Как заявил один из руководителей нью-йоркской компании Питер Касини, пиратские нападения на самом деле часто являются террористическими. Вот как комментирует эту ситуацию профессор факультета национальной безопасности в вашингтонском Университете национальной обороны Джеймс Роббинс:
— Обычные пираты руководствуются только жаждой наживы, а террористы — идеологией: политической или религиозной. Но террористы вполне могут прибегнуть к тактике пиратов, как это произошло когда-то с пассажирским лайнером "Ахилле Лауро". Американский военный флот активно участвует в борьбе с пиратством, выделяя боевые катера для сопровождения торговых и пассажирских судов в особо опасных районах, в частности в акватории Индийского океана, либо снабжая эти суда средствами защиты.
Я опасаюсь, что террористы могут расширить свои пиратские действия на море, дабы помешать туристическому обмену и торговому обмену, особенно поставкам нефти морским путем. В то же время у террористического пиратства нет будущего, потому что очень трудно действовать в открытом море вдали от берегов без поддержки крупных судов и морской инфраструктуры.
Как сообщил Питер Касини, его компания Top Cat Marine Security по контракту с Сомали создаст пять военно-тренировочных баз, на которых бывшие военно-морские десантники и ветераны спецназа США будут готовить отряды для борьбы с пиратами. Одновременно компания обеспечит поставки патрульных катеров и вертолетов для охоты за штабным пиратским кораблем. Один такой патрульный катер типа Cobra Predator стоит от 200 до 250 тысяч долларов, развивает скорость до 85 миль в час, может делать резкий поворот на полной скорости.
Премьер-министр Сомали Геди заявил, что договор с американской компанией поможет его стране защитить территориальные воды от пиратов.