Андрей Серов, психолог-консультант,
советник генерального директора
компании “Петровские верфи”
Мода
на катера в Петербурге только-только
начала входить в свои права. А совсем
недавно об этом и говорить не
приходилось. Это в Москве уже
появляются специальные клубы, членом
которых могут быть только владельцы
катеров. А у нас пока ситуация
напоминает начало девяностых., когда “круто”
было иметь именно иномарку. Что за
иномарка, какого года – не имело
значение. Главное, что хозяин разъезжал
пусть и на ведре, но с импортным
названием.
Та
же ситуация сегодня происходит и с
катерами. “Катер стало иметь престижно.
И неважно, какой он. К сожалению, что за
катер, какой фирмы - никто знать не
знает, да и не особо хочет, - считает
генеральный директор компании “Петровские
верфи” Владимир Топорец. - Другими
словами, престиж уже появился, а мода
пока еще нет. Рынок катеров у нас пока
еще “сыроват”, так же “сыровата” и
мода. Просто мода появляется тогда,
когда люди начинают разбираться в том,
что их интересует, и имеют возможность
выбрать самое-самое”.
Разговор
о моде на катера в тот момент, когда на
улице метет снег, а речки покрываются
льдом, кажется немного странным. Однако
нас ведь не удивляет, что ведущие
модельеры представляют летние
коллекции именно осенью и зимой.
Аудиторию нужно готовить. Кроме того,
осень-зима – самое время для заказа на
постройку судна. Ведь катер, если он
действительно престижный и модный
изготавливается или доводится под
конкретный заказ.
В плену стереотипов
Большинство
владельцев катеров – мужчины. Их
стандартное мнение: женщина должна
быть стройной и с длинными ногами, а
катер - белоснежным и быстрым. Этот
шаблон прочно сидит в головах. На
большее фантазии у народа не хватает.
А
подобные шаблоны формировались просто.
Во-первых, американское кино. Там
катера как раз белые и быстрые. Очень
модные, но абсолютно не подходящие к
нашим погодным условиям.
Во-вторых,
работает реклама. Самые
пропагандируемые марки – это Silver и Byliner.
Мода на эти катера формируется
исключительно мощными рекламными
компаниями. Причем, скажем, катера Silver
не являются самыми популярными в
Финляндии, где эти катера производятся.
Но реклама свое дело сделала.
Ну,
и последняя движущаяся сила: “как у
соседа”. Кто-то покупает себе агрегат,
а дальше идет цепная реакция: “Какой у
тебя классный катер! Хочу такой же”.
При
этом, говорить о романтической детской
мечте – стать капитаном, при покупке
катера говорить, наверное не стоит.
Чаще всего катер покупается для
рыбалки. Причем, берется что-либо
абсолютно не приспособленное для
данного мероприятия, но очень крутое. И
чаще всего в такой ситуации работает
принцип “как у соседа”.
Мода на практичность
“Сейчас
наконец-то начали появляться
положительные тенденции в
формировании спроса. Народ осознает,
что Sea Ray – это круто. А вот Crownline – и по
качеству не уступает, но что-то не то, -
говорит генеральный директор компании
“Петровские верфи” Владимир Топорец. -
К сожалению, пока люди цепляются и
делают выбор практически только из-за
раскрученности названия. Они пока не
понимают, что эти супермодные катера и
рядом не стоят с менее известными
шведскими исландскими марками, более
подходящими для наших погодных условий”.
Скажем,
ни на одном американском катере в
стандартной комплектации не стоит
обогреватель. Это у нас-то – на Балтике.
Опять же все американские катера
предназначены для того, чтобы человек
время проводил под открытым небом –
солнца у них там много. Северные катера
имеют большие просторные рубки с
широкими окнами: с одной стороны –
тепло, с другой – отличный обзор.
“Так
что, надо отдать должное финляндскому
катеру Silver, - считает Владимир Топорец. -
Он сделал свое дело: показал, что
северные катера более подходят для нас.
Не говоря уже о появляющихся на рынке
марках типа Minor и Targа. Это катера,
которые были специально сделаны для
северных широт: мореходность, удобство,
дизельные двигатели”. Кстати, финны
уже накушались американской
стилистикой и радостно продают
американские катера в Россию.
Что почем?
Надо
разделить катера по ценовым группам.
Первая: от $7000 до $15000. Вторая: от 15000 до
30000. И свыше. Тех, кто покупает океанские
катера за сотни тысяч долларов группой
назвать нельзя - их буквально несколько
десятков человек.
Удешевление
катеров в нынешнее время – вещь
нереальная, поэтому только при
повышении благосостояния населения
катер может превратиться из роскоши в
средство передвижения. Раньше в Питере
никто и не говорил о моде на катера. Их
просто заводили. Вспомните берега Невы
у Володарского моста. Там тысячи
стоянок. Но эти катера не спускались на
воду уже по несколько лет. Из-за
экономических условий.
Каждому крутому парню
– по катеру
В
Москве уже наступило время, когда иметь
катер – это модно. В Питере пока этого
не произошло. Как только количество
катеров перевалит за какую-то
критическую массу, все случится. Как
это было с гидроциклами. Каждый
уважающий себя “пацан” должен иметь
гидроцикл. Это модно, да и у всех
товарищей они есть. То же самое должно
произойти и с катерами. Когда у одного
из десяти катер будет, остальные тоже
захотят приобщиться к техническому
прогрессу.
Надо
сказать, что в абсолютном большинстве
случаев инициатором покупки катера в
семье становится мужчина. У жены
процесс развивается следующим образом:
сначала – полное неприятие, а потом все
зависит от характера. Кто-то полностью
отвергает этот объект, а кто-то
наоборот привязывается этому процессу.
“У меня есть знакомый, который
попытался поменять катер, - рассказал
Владимир. - Но жена заявила: “ Мне и этот
нравится, и других мне не надо”.
Пересядем на катера?
А
ведь наш город полностью оплетен сетью
рек и каналов. И, по мнению специалистов,
в принципе, в зависимости от типа
катера, на катере по городу проплыть
можно. Скажем, вы живете в северных
районах города. Подъезжаете на машине к
Лахте, пересаживаетесь на катер и минут
через двадцать-полчаса будете в районе
Большеохтинского моста. Без пробок и
нервов. Чем не выход из транспортного
кризиса?
Для справки
Основными
видами деятельности компании “Петровские
верфи” являются поставка судового
оборудования и постройка
малотоннажных судов: катеров и яхт.
Кроме того, компания занимается
поставкой в Россию катеров класса offshore,
которые до этого момента практически
не были представлены на рынке.