В прошедшем году появилась целая серия модернизированных яхт проекта «Рикошет-780», а к концу сезона выяснилось, что мерительные свидетельства, по крайней мере, некоторых из них, не во всем соответствуют параметрам яхт.
Вслед за этим, 23 октября 2002 г., Технический Подкомитет Комитета крейсерского яхтинга ВФПС принял решение, посвященное проблемам обмера крейсеров, организации для них гандикапных и классных гонок.
Несмотря на то, что в тексте Решения об этом прямо не сказано, взаимосвязь этих двух явлений прослеживается достаточно четко.
Будучи далеко не во всем согласен с предлагаемыми Подкомитетом способами разрешения возникших коллизий, я, после длительных размышлений, счел своим долгом высказать ряд критических замечаний, хорошо сознавая, что заслужу у ряда читателей обвинения в необоснованном очернительстве и критиканстве.
Наименьшие возражения вызывает первый раздел Решения, посвященный проблемам обмера. В нем сформулирован недостаток –неудовлетворительное состояние мерительной документации у многих крейсерских яхт, проблема эта прямо относится к компетенции Подкомитета, и текст содержит конкретные указания мерителям и владельцам яхт.
Если запрет на продление мерительных свидетельств главными мерителями соревнований является, по мнению Подкомитета, одним из серьезных рычагов в наведении порядка в деле своевременного оформления свидетельств, то решение остается только приветствовать. Боюсь, что и в 2003 году, и в последующих на весенних соревнованиях будут появляться яхты, запаздывающие с подготовкой к сезону, вооруженные за несколько часов до старта, и дилемма допускать или выгонять останется, даже с учетом Правила 78 ППГ.
А вот вторая часть этого раздела, ограничивающая право владельца на смену мерителя требованиями об ее обосновании и согласовании прямо противоречит Гражданскому Кодексу РФ. В ГК предусмотрено право заказчика расторгнуть практически любой договор по собственной инициативе, да я не знаю случая, чтобы владелец яхты заключал с мерителем договор на неоднократный обмер яхты. С другой стороны, известны случаи, когда в силу тех или иных обстоятельств меритель становится монополистом на клубном или региональном уровне, и тогда только признанные всеми высокие профессиональные и человеческие качества мерителя предохраняют местное парусное сообщество от сползания в активные склоки.
Раздел второй, ничего не объясняя, рекомендует на 2003 г. изменить привычное распределение яхт по зачетным группам для гандикапных гонок по правилам TOTD-IOR.
При этом для «четвертьтонников» верхняя граница гоночного балла поднимается от обычно применявшейся величины (5.65 м) до 6.00 м. Такое увеличение позволяет включить злополучные «Рикошет-780» в желательную им группу и, казалось бы, разрешить коллизию. Однако, при этом возможны побочные эффекты, не учитывать которые вряд ли оправданно. Во-первых, это яхты, имеющие гоночный балл в зоне прибавки. Пример – псковский «Мираж» с баллом 5.84 м, показывающий вполне приличные результаты и способный внести сумятицу в устоявшуюся группу. Во вторых, нельзя сбрасывать со счетов возможное желание владельцев яхт младшей группы «половить рыбку в мутной воде», форсировав яхту парусами, или, по прибалтийской моде, увеличив осадку на полметра. И, наконец, возможно сползание яхт старшей группы в младшую. Уже сейчас есть «Картеры» с баллом 6.04 – 6.05 м, и необходимое для перехода снижение балла несложно.
Предотвратить нежелательное вполне возможно, рекомендовав взамен предлагаемой Подкомитетом формулировку типа – «яхты с гоночным баллом IOR от 5.11 до 5.65 м, а также яхты типа «Рикошет-780 с баллом до 6.00 м».
Последний раздел посвящен, казалось бы, организации классных гонок, но сути рекомендаций мне уловить не удалось. Конкретные пожелания по гонкам 2003 г. отсутствуют, а призывы не руководствоваться Правилами и игнорировать международный опыт вызывают недоумение.
Поэтому я ограничусь некоторыми личными соображениями по данному вопросу.
Применять резкое увеличение предельного балла в классных гонках категорически недопустимо. Яхты с большим баллом получают при этом совершенно неоправданные преимущества в скорости, соревнования становятся некорректными, и наносится серьезный удар по старому флоту, грозящий его развалом.
«Рикошеты-780» могут воспользоваться по крайней мере тремя путями:
- отказаться от классных гонок, ограничившись гандикапными;
- провести серьезную работу по снижению гоночного балла до проектного значения;
- организовать собственный класс в надежде на рост численности их флота.
Ну а теперь о правовых основах.
Решение предписывает производить разделение на зачетные группы яхт для классных гонок по усмотрению организаторов, а §4.1(а) ППС-2001 утверждает, что «…классные гонки проводят для яхт, соответствующих действующим правилам класса, утвержденным в установленном порядке. Правила обмера правилами класса служить не могут».
Кому верить? Я предлагаю верить Правилам, тем более, что в Международных Правилах весомость правил класса ощутимо растет. Правило 20.10 Приложения 1 к Правилам парусных гонок ИСАФ (ППГ-01) содержит определение класса, а Случай 98 ИСАФ особо подчеркивает, что проводящая организация или гоночный комитет не имеют права изменять или отменять правила класса, если только сами правила класса не разрешают такого изменения. В современных правилах классов четко оговаривается, какие их положения организаторы соревнований имеют право изменять.
Мне представляется, что Подкомитету стоило бы четко следовать требованиям Правил, а не заниматься незаконным нормотворчеством.
И, наконец, следует ли присматриваться к современным тенденциям. В эпоху IOR для уровневых классов ORC верхняя граница определялась по гоночному баллу, т.е. по скоростным характеристикам яхт в районе максимальных скоростей. С середины 90-х годов оценка ходовых качеств яхт современных уровневых классов производится по средневзвешенной скорости с использованием именно обмерно-гандикапных показателей. Поэтому рекомендация Подкомитета об использовании для установления границы класса обмерной системы IOR, а не обмерно-гандикапной системы, представляется архаичной, тем более что в TOTD-IOR давно уже существует коэффициент MR, характеризующий гоночный потенциал яхты при скорости в 4 узла, близкой к обычно реализуемой на наших соревнованиях.
Надеюсь, что здравомыслящие люди сумеют почерпнуть из моих рассуждений хотя бы крупицы полезного, а парусный спорт будет и дальше развиваться, несмотря на неполное согласие среди заинтересованных.