История моей «морской болезни» началась в 11 лет, когда папа подарил мне книгу «Корабли-Герои». С тех пор, идея связать свою жизнь с морем стала навязчивой. Летели годы, море так и не подарило мне профессии, но навсегда привязало к себе парусами и походами. Детская мечта «стать капитаном» однажды реализовалась, когда я в середине 90х стал самостоятельным судоводителем и получил ГИМСовские корочки, которые иногда, почему-то не признавались зарубежными чартерными компаниями. Теперь я уже несколько лет являюсь счастливым обладателем американской шкиперской лицензии, а в моем «лог буке» не одна тысяча пройденных морских миль. И проводя много времени в морях, я заразил «ползучей парусной инфекцией» немало своих друзей и коллег, открыв для них прекрасный мир ветра и парусов.
Здесь я хотел бы отступить и вернуться во времена СССР. Тогда существовала не бесспорная, но достаточно стройная система сертификации судоводителей — система получения знаний и дипломов, которые, кстати, признавались во всем мире! В 91 году СССР приказал долго жить, похоронив под обломками, в том числе и систему подготовки яхтсменов. Мы в одночасье стали гражданами нищей страны с заниженной самооценкой и утерянной национальной гордостью. В середине 90-х я продолжительное время работал на одну западную компанию, и за счет хорошего знания английского часто бывал за границей. Так вот, вынужден признаться, что выезжая в командировки и общаясь со случайными людьми, я предпочитал представляться ирландцем, настолько мне было стыдно, что я русский. В те годы Россия и банановая республика были почти синонимами. Прошло 15 лет, страна изменилась и надо отметить в лучшую сторону. Страна не просто изменилась, она встала с колен. Изменились и мы. К нам вернулись почти забытые ощущения принадлежности к великой нации.
Портреты президентов не являются символами государства, поэтому их время от времени меняют, а национальный флаг остается. Его все чаще можно увидеть на катерах, моторных лодках, лесных стоянках и даже дачных участках. Мой корабельный флаг не менялся уже года три, он освящен в церкви и я испытываю гордость за свою страну, когда водружаю его на мачту яхты. Вот только мой американский диплом стал раздражать меня в последнее время. Трудно отказать в патриотичности американцам, британцам и вообще европейцам. Еще сложнее представить себе француза, скажем, с хорватской шкиперской лицензией. Подавляющее большинство из них при выборе яхтенного образования предпочтут национальные программы и школы. И дело здесь не только в национальной гордости (хотя и в ней тоже), а в том, что европейское законодательство обязывает, в соответствии с «принципом флага», англичанину получать яхтенное образование в Великобритании, а французу во Франции. Вот только мы русские продолжаем получать в России американские и английские дипломы. Российские яхтенные школы их в основном и выдают, если не считать самодельных лицензий с претензией на национальный уровень, и ГИМСовских, которые действительны только внутри страны. Если в двух словах, то отечественный рынок яхтенного обучения выглядит следующим образом. Основных игроков на рынке пять или шесть. Явного лидера нет, поскольку это в основном семейные компании, либо компании одиночки, за которыми нет ни финансового, ни управленческого, ни административного ресурса. Школы работают по иностранным программам и не выдают Российских дипломов признаваемых за рубежом. Школы разобщены и находятся в жестком конкурентном противостоянии. Не желая договариваться, они пытаются решать общие наболевшие проблемы самостоятельно, отдельно друг от друга, с очень низким КПД. Если взять, скажем, алкогольный рынок или рынок авиаперевозок, то там игроки давно поняли, что проблемы общие, одни на всех, их дешевле и эффективнее решать совместно, объединяясь во влиятельные общественные организации.
На проблемы обучения в яхтинге я смотрю, скорее как управленец и вижу, что один из путей решения — объединение всех заинтересованных структур в общественную организацию с законодательными функциями. Причем эта организация, не может быть чьим-то правым или левым карманом, и принадлежать кому-то одному. Членство в ней может быть только коллективным, только тогда у организации будут перспективы признания, поддержки и динамичного движения вперед.
Назвать ее можно, ну например, Российская ассоциация яхтенных школ. И функции ассоциации будут вполне конкретные: разработка и внедрение единых программ обучения и сертификации яхтсменов, определение стандартов лицензирования яхтенных школ, создание единых образцов форм Российских и международных судоводительских сертификатов и т.д.
Причем, те школы, которые будут первыми членами этой организации и разработают все необходимые программы и документы для себя и для тех, кто придет потом. Тем более что все это будет разрабатываться не на пустом месте. Хочешь открыть яхтенную школу – подтверди свой профессиональный уровень, соответствие стандартам и получай право обучать и сертифицировать яхтсменов. Если у школы есть документ подтверждающий право преподавать и соответствующий знак на сайте — это «кибальчиш», если нет — это «плохиш» и самозванец. Выиграют все и школы и государство и прежде всего яхтсмены, которые, наконец, смогут предъявить (почти как у Маяковского) – Я достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза, читайте, завидуйте — Russian Federation! international skipper certificate.
P.S. Я, всего-навсего, высказал свою точку зрения, ведь как выразился Марк Твен «не обязательно быть курицей, чтобы оценить качество яичницы».
Алексей Никулин
Sorry, the comment form is closed at this time.