СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

 

На первый взгляд, для хождения на крейсерской яхте под парусом ничего кроме моря и не нужно. Ну, еще пожалуй, немного ветра. И только потом понимаешь, что главное в этом деле – это маршрут. Те места, куда ты так настойчиво пытаешься добраться, то на полных парусах, то галсами. А маршрут может быть интересным, а может быть и скучным, как если: первую половину недели ты держишь курс вдоль неприветливого берега на восток, а вторую, с тем же упрямым выражением лица – на запад. Поэтому наличие большого количества островов, лучше целого архипелага, с изрезанной береговой линией, со множеством заливов и бухт, и есть самое подходящее место для любителей путешествия в компании друзей на борту крейсерской яхты.

Таких мест на Средиземном море несколько и одно из них находится в Адриатическом море на побережье Хорватии. Более тысячи островов образовали живописный архипелаг, протянувшийся с северо-запада на юго-восток, вдоль всей береговой линии, от Пулы до Дубровника. Есть несколько крупных островов со своей историей и инфраструктурой, связанных с материком или паромным сообщением, или высоченными мостами. Много мелких островков с рыбачьими деревушками или со средневековой крепостью, и совсем крохотные, необитаемые, в лучшем случае обозначенные маячками. Часть из них является национальными парками со своей уникальной флорой и фауной. И самое чистое море на всем Средиземноморье. По крайней мере, так утверждал Жак Ив Кусто, а он на этом деле собаку съел.

Чтобы взять яхту в чартер, в Хорватии нужно иметь два документа: шкиперскую лицензию и какой-то документ (никогда его не видел) подтверждающий, что вы умеете работать с VHF, то есть с рацией. И еще одного члена команды, имеющего опыт хождения на яхте, я так понимаю на случай, если капитан внезапно отключится. Если в этом наборе чего-то не хватает, на голове не плохо бы иметь бравую капитанскую фуражку, а в зубах дымящуюся трубку, тогда доверия к тебе будет больше. Не повредит также наколка на предплечье в виде краба или якоря, а также слабый запах душистого ямайского рома. Не плохо зарекомендовал себя и старый португальский портвейн.

Когда формальности с документами улажены, а ваш депозит (порядка тысячи «ойро») исчез в сейфе судовладельца, неплохо осведомиться о прогнозе погоды на предстоящую неделю и проверить наличие на борту необходимых документов и оборудования. Наиболее важными документами представляются бумаги на судно и набор морских карт (лучше две – три колоды)! Вдобавок понадобится рабочий GPS, набор стаканов по количеству членов экипажа, спас-жилеты (хотя бы пара), тузик и навесной мотор к нему, набор пробок для затыкания пробоин, весла, запасной газовый баллон, второй якорь и еще несколько позиций по списку (на трех листах, на морском языке). Нелишним также будет запустить движок и проверить якорную лебедку. Но самым сложным в этом деле является правильная установка вентилей под раковиной в туалете: при наличии двух альтернатив – «в бак» и «за борт», ручек там штук восемь, половина из которых законтрена намертво, а остальные установлены в полном беспорядке. Но разобраться в этом все же придется, иначе, загадите всю марину, и самим же будет стыдно. За одно спросите, где находится туалет на берегу.

Когда вся эта канитель с приемкой вам осточертеет, смело подписывайте бумаги и отправляйтесь в пивную на пристани, бары и ресторан в маринах обычно хорошие, уровень выше среднего.

Да и публика соответствующая – такие же Билли Бонсы вроде вас. И опасайтесь человека на деревянной ноге, даже если он отрекомендуется судовым поваром с «Эспаньолы».

Забегая назад, скажу, что точек для старта в Хорватии в основном три, так как чартеры из России летают на Пулу, Сплит и Дубровник. Из Пулы за неделю можно обойти северную часть островов, район называемый Кварнер, а за две можно сделать петлю и побольше и дотянуть до Сплита. Из Сплита можно уйти как на север, так и на юг: и тот и другой варианты интересны. Описать все варианты здесь не представляется возможным, но все они по-своему хороши.

Как пример, опишу недельный круговой маршрут из Пулы.
В Пуле несколько марин, одна прямо в городе, с корабля можно попасть прямо на бал. И обратно, но это сложнее. С борта виден Римский амфитеатр первого века, который сохранился лучше многих построек двадцатого. Другая марина в пригороде (марина «Веруда»), большая и удобная, в окружении соснового леса. В обоих работают десятки чартерных компаний — местные, немцы, итальянцы. Если проблемы с языком, можно общаться на сербско-хорватском, он, как ни один из европейских похож на наш (река – реку, пролив – пролаз, озеро — джезеро и так далее). Выбор яхт, как и везде на Средиземноморье: Бавария, Бенету, от комфортабельных семейных вариантов до строго спортивных моделей. Тысячи две – три (в евро!) за неделю в зависимости от сезона. Бронировать подходящую «красотку», разумеется, нужно заранее.

Приступив, наконец, к обязанностям капитана, не следует сразу отдавать концы и уноситься в открытое море, как поется в песне, на закате дня. Гораздо лучше провести вечер в прибрежном рыбном ресторане, ознакомиться с местной кухней поближе и обсудить с командой планы на предстоящую неделю. Учесть прогноз погоды (больная тема), внимательно изучить карту и составить список продуктов, которые вам могут потребоваться в первые дни плавания. Несколько упаковок пива, бекон, яйца, сок и кола, головка ароматного сыра, пара дюжин бутылок хорошего вина, немного фруктов, помидоры, лук и прочие разносолы. Все это нужно будет закупить, лучше завтра утром, в ближайшем супермаркете и попытаться забить в небольшой холодильник (что не удается никогда). Остальное рассовать по ближайшим полкам и рундукам. Если, упаси бог, на судне есть женщины, то к списку добавятся: салфетки, жидкость для мытья посуды, крем от и для загара, мешки для мусора, био-йогурты, мюсли и еще несколько совершенно несъедобных вещей.

А уж с утра, взяв курс на юг, вы сможете, одолев около трех десятков миль встать на якорь в одной из замечательных бухт острова Лошинь, что на местном диалекте означает «плохой».

После шумного города правильно выбрать дикую стоянку, чтобы команда могла купаться голышом прямо с борта, а вечером горланить под гитару старые пиратские песни, не опасаясь, что соседи вызовут полицию. Во многих бухтах есть мертвые якоря – буйки, за которые можно зачалиться не вставая на якорь. Это удобно, но не всегда надежно. Если погода испортится, то ночью, когда вас ветром начнет тащить на берег, вы с фонарем будете метаться по палубе, запускать мотор, отдавать якорь, промокнете насквозь, уроните что-нибудь в воду и больно ударитесь ногой о лебедку. Поэтому некоторые для страховки все же бросают якорь. Но не все.

На следующий день, обогнув Лошинь, можно взять курс на остров с тяжелым названием Раб, где в городке с одноименным названием есть хорошо укрытый от ветров (помните вчерашнюю ночь?) порт и можно пополнить запасы продуктов.
На входе – старинная крепостная стена, башня со старинными часами, монастырь и нарядные домики рабов или рабчан, с окнами на залив. Стоянка обойдется в полсотни евро, зато наберете воды, сбросите мусор и пополните запасы баночного пива. В прибрежном ресторане хорошо заказать омара, а кто не голоден, может поклевать мидий в чесночном соусе, запивая местным белым вином.

Продолжая движение по кругу, на завтра можно обогнуть южную оконечность острова Крк и следуя по проливу между Крком и материком, к вечеру подойти к небольшому рыбачьему поселку Вербник, с крохотной бухточкой на три — четыре яхты, укрытой с моря молом и почти не заметной.
Очень тихое и живописное место, берега скалистые и высокие, на верху сам поселок с улицами, такими узкими, что приходится идти боком. В одночасье оказываешься в шестнадцатом веке, в магазинах только начали принимать кредитные карточки, стены еще помнят набеги диких племен. Сверху (из ресторана) захватывающий вид на залив и вашу белоснежную яхту. Начинаешь любить жизнь еще больше.
На следующий день, после прохождения под мостом, ведущим на материк, выходим в довольно просторный залив Кварнер, где со стороны материка виднеется большой порт и город Риека, связанный с островами паромным сообщением. Тут главное пропустить этот самый паром, потому как даже если ты под парусом, и у тебя есть право не уступать дорогу, доказывать потом что ты прав будет некому. Лучше, если ветер позволяет, налегке обогнуть с севера остров Црес и пополнить запасы воды и топлива (в широком смысле слова) в одноименной столице острова, с просторной и дорогой марине слева от порта. Молодежь может сходить в город на дискотеку, а старому морскому волку больше подойдет «шкиперс–паб» с массивными деревянными столами. Отсюда останется день пути до Пулы, а если использовать запасной день, то неплохо перед окончанием похода постоять в дикой бухточке на оконечности полуострова Истра, где можно наткнуться на целую флотилию нудистов, которых там за последние годы, расплодилось невероятно.
Можно так же, если на борту окажется рыбак, половить рыбку и угостить всю команду жареным. И уже в пятницу, не торопясь вернуться в марину, где-нибудь во второй половине дня, чтобы успеть сдать посудину и отпустить команду на берег за подарками для домашних.

Проверять будут внимательно, даже пришлют хмурого водолаза и если что не так, могут вычесть из той тысячи, что осталась в залог. Например, за утопленный фонарь.

Эту ночь еще можно провести на яхте, но на утро неплохо побеспокоится на счет машины в аэропорт, потому как все хорошее когда-нибудь кончается и нужно снова вставать к станку, что бы не оказаться на мели. 

 Posted by at 7:52 пп