Остойчивость яхт оценивается по величине индекса остойчивости (STIX). В зависимости от категории плавания согласно Правилам классификации спортивных судов (Приложение 1 к приказу Госкомспорта РФ № 440 от 05 ноября 2002 г.) STIX должен быть не менее указанного в Таблице:
Категория плавания | STIX |
0 | 125 |
1 | 115 |
2 | 110 |
3 | 103 |
Кроме того, для яхт категории плавания 3 и выше угол заката диаграммы статической остойчивости LPSдолжен быть не менее 1030.
Индекс остойчивости STIX вычисляется согласно следующей схеме:
- Угол заката диаграммы статической остойчивости LPS должен быть определен расчетным путем по теоретическому чертежу яхты либо по следующей упрощенной схеме, с учетом результатов кренования.
- Должно быть проведено кренование яхты согласно правилам обмера крейсерских яхт IOR-III или RS-2000. В результате кренования должен быть определен начальный момент, кренящий на 10 (RM, кг*м).
- Должно быть определено водоизмещение яхты в обмерном состоянии (порожнем, полностью укомплектованной для плавания) DISP (кг) путем взвешивания или расчетным путем по теоретическому чертежу и измеренным высотам надводного борта. При использовании данных мерительного свидетельства IOR допускается принимать DISP = DSPL
- Должны быть измерены следующие размеры яхты:
— LWL — длина по ВЛ, м
— BWL — ширина по ВЛ, м
— BMAX — наибольшая ширина, м
— D — высота борта на миделе, м. При использовании данных мерительного свидетельства IOR допускается принимать D = ICMD
— FMD — высота надводного борта на миделе, м
— d = D — FMD — осадка корпусом, м. При использовании данных мерительного свидетельства IOR допускается принимать d = ICMDI
- Вычисляются следующие параметры остойчивости яхты:
— h0 = RM*57.3 / DISP — начальная метацентрическая высота, м
— lmax = 0.75 * h0 — максимальное плечо статической остойчивости, м
— zg = 0.074 * BWL2 / d +0.6*d – h0 — аппликата центра тяжести, м
— l90 = 0.54 * D – zg — плечо остойчивости при крене 900.
- Строится диаграмма остойчивости по 4-м точкам и экстраполируется до угла заката (рис.1). При этом предполагается :
— l0 = 0
— l15 = h0* Q / 57.3 = 0,26 * h0 (Q — угол крена в градусах)
— lmax = l60 (т.е максимум диаграммы остойчивости достигается на угле крена 600)
- Параметр опрокидывания CI вычисляется по формуле
CI = 1.86 * ( 0.2 – BMAX / DISP1/3 ) , при этом -50 £ CI £ 50
- Параметр размера SI вычисляется по формуле
SI = 0.434 * DISP1/3 + 0.3645 * LWL – 100 , при этом SI £ 100
- Индекс остойчивости вычисляется, как
STIX = LPS + CI + SI
В случае сомнения в достоверности результатов, полученных по приближенным формулам, следует выполнить расчет диаграммы остойчивости по теоретическому чертежу яхты или измерить момент при крене 900, закренивая яхту, при этом водоизмещение принимать по результатам взвешивания.
Комментарий.
Методика оценки остойчивости основана на индексе остойчивости (STIX) согласно системе обмера IMS (правило 205). Формулы п. 7-8 получены путем перевода имперских единиц в метрические и округления.
Формулы для приближенного построения диаграммы остойчивости получены следующим образом:
h0 = Mкрен / (DISP*Q) = RM * 57.3 / DISP
zg = r + zc – h0 = Ix /V + zc – h0 = 1.03*a2/(12d) ( BWL2 /d) + zc – h0
Принимая a = 0.7, d= 0.35, zc = 0.6*d – средние значения для яхт,
получим zg = 0.074 * BWL2 / d +0.6*d – h0
l90 = zc90– zg
Принимаем zc90 = 0.54 * D (эта величина фигурирует у Рейнке и в правилах IOR (формула для SV в п. 1202 содержит член 0.54*CMD, эта формула по сути является требованием к минимальному плечу l90)
Sorry, the comment form is closed at this time.